Геополитика

Глобальная неопределенность сближает Центральную Азию и страны Персидского залива

Редакция

02.08.2023

Страны Центральной Азии стремятся извлечь выгоду из своего стратегического положения, но нуждаются в инвестициях со стороны богатых капиталом инвесторов.

В середине июля главы государств Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) - Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, Омана и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) - и пяти республик Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; С5) собрались в Джидде на первый саммит между двумя регионами.

Саммит был проведен в связи с тем, что неопределенность в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции из Украины и России, а также другие нарушения цепочки поставок из-за войны на Украине повышают интерес стран Персидского залива и всего мира к Центральной Азии как производителю зерна и энергоносителей, а также к торговым маршрутам «Среднего коридора» как альтернативе перевозкам через Россию.

Центральноазиатские государства стремятся использовать свое стратегическое положение и возможности, открывающиеся в данный геополитический момент, но нуждаются в инвестициях со стороны таких богатых капиталом инвесторов, как страны Персидского залива, для развития инфраструктуры и логистики, необходимых для наращивания коммерческого потенциала.

Несмотря на взаимодополняемость интересов Центральной Азии и стран Персидского залива, в 2021 году объем торговли между этими двумя региональными блоками составил всего 0,27% от общего объема торговли стран Персидского залива.

Хотя в последнее время и проводились двусторонние встречи между лидерами двух регионов, цель саммита - создать условия для расширения сотрудничества, обеспечивающего «гибкость цепочек поставок при совершенствовании транспорта и связи, продовольственную безопасность, энергетическую безопасность и безопасность водных ресурсов», а также «создание возможностей для бизнеса, поддержку инвестиционных возможностей и увеличение объемов торговли».

Преимущества межрегионального подхода

Этот инаугурационный саммит ССАГПЗ + С5 состоялся через два месяца после первого саммита С+С5, проведенного лидером Китая Си Цзиньпином, и через девять месяцев после первого саммита с участием глав государств России и всех пяти стран Центральной Азии. С 2015 года встречи министров иностранных дел центральноазиатских республик и госсекретаря США в формате С5+1 проводятся ежегодно.

В последнее время новые лидеры Узбекистана и Казахстана проводят экономические реформы и более открытую внешнюю политику на фоне растущего консенсуса в отношении того, что многие проблемы - от безопасности водных ресурсов до транзитной логистики - стоящие перед каждой страной Центральной Азии, требуют транснациональных решений.

Поощрение других регионов и стран к взаимодействию с Центральной Азией в качестве блока также помогает ее малым странам участвовать в более крупных проектах, поскольку другие мировые державы зачастую отдают предпочтение двусторонним связям только с крупнейшими рынками и производителями энергоресурсов в регионе.

«Рынок Таджикистана - 10 млн человек, Киргизии - 8 млн человек, Казахстана - 20 млн человек, но если мы говорим о рынке в 75 млн человек [в целом], то это более привлекательно», - считает Санат Кушкумбаев, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (KazISS).

Поэтому модель сотрудничества «регион с регионом» становится более интересной. Синергия от объединения различных потенциалов дает более кумулятивный долгосрочный эффект. Поэтому такой формат очень выгоден».

Аналогичным образом, каждая из стран Персидского залива имеет достаточно небольшое население, но вместе в них проживает 70 млн человек.

«Модель ССАГПЗ интересна еще и тем, что, с одной стороны, она не ограничивает суверенитет каждой страны, что беспокоит многие страны», - сказал Кушкумбаев. «С другой стороны, они гибкие, поскольку совет позволяет [членам] институционализировать, принимать решения и ставить долгосрочные стратегические цели в рамках этого института».

Поскольку другие страны все активнее взаимодействуют с Центральной Азией как с блоком, ей может быть полезно создать официальный совет, подобный ССАГПЗ. «В Центральной Азии существует консультативный формат, ему уже более пяти лет. Но сейчас нам следует подумать о переходе от консультативного формата к совету», - сказал Кушкумбаев.

Расширение партнерства со странами Персидского залива

Хотя объем торговли между Центральной Азией и странами Персидского залива минимален, государства Персидского залива сыграли более значительную роль в развитии исламских институтов и инвестировании в торговую инфраструктуру в Центральной Азии. По мере возрождения ислама в Центральной Азии после десятилетий советского государственного атеизма страны Персидского залива способствовали развитию активной исламской национальной идентичности в регионе путем передачи в дар сотен тысяч Коранов на местных языках, содействия паломничеству в Мекку и финансирования мечетей.

Страны Персидского залива также инвестируют в торговый и энергетический потенциал Центральной Азии. Dubai Ports World владеет крупными пакетами акций в двух специальных экономических зонах в Казахстане: 51% акций сухого порта Хоргос на границе с Китаем и 49% акций в Актау. Саудовский фонд развития предоставил Туркменистану 40 млн долларов на строительство трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Государственная нефтяная компания Омана владеет 20 процентами казахстанских месторождений Жемчужина и Дунга.

В совместном заявлении саммита GCC + C5 было объявлено, что Саудовская Аравия проведет инвестиционный форум для стран-участниц саммита в последнем квартале этого года, а Кыргызстан и Туркменистан - в 2024 году.

Несмотря на то, что в течение длительного времени глобальное значение обоих регионов определялось их огромными запасами полезных ископаемых и ископаемого топлива, продовольственная и водная безопасность приобретают все большее значение, особенно в связи с тем, что страны ССАГПЗ импортируют от 70 до 90 % продовольствия. Зависимость от импорта зерна еще выше: Саудовская Аравия импортирует 88% своего зерна, а Бахрейн и Катар - 100%.

В прошлом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил Саудовскую Аравию и заручился соглашениями о многомиллионных инвестициях и расширении сотрудничества между суверенными фондами двух стран по проектам в обмен на обещание долгосрочных поставок пшеницы, муки и масличных культур из Казахстана.

До недавнего времени страны Персидского залива получали большую часть зерна из Украины, но после прекращения действия Черноморской зерновой инициативы вновь возникла необходимость диверсификации цепочек поставок продовольствия. В совместном заявлении саммита неоднократно упоминалось сотрудничество в области продовольственной безопасности.

Однако, кроме инвестиционных форумов и явной поддержки кандидатуры Саудовской Аравии на проведение выставки Expo 2030 в Эр-Рияде, в совместном заявлении не было озвучено конкретных, названных совместных инициатив. Однако в заявлении были обозначены основные области, в которых оба блока надеются начать или углубить сотрудничество. Для инаугурационного саммита это важное начало.

Источник: Central Asia looks to the Gulf for investment (emerging-europe.com)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

Львенка пытались продать в Шымкенте

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте