Геополитика

Казахстан рассматривает возможность создания в Баку зернового терминала для экспорта в Европу

Редакция

01.06.2023

Как сообщается, строительство терминала может быть завершено в ближайшие пять лет.

Глава операционного отдела международного морского порта в Азербайджане заявил, что Казахстан планирует построить там зернохранилище, чтобы способствовать расширению своего международного экспортного рынка.

Выступая на конференции в Вашингтоне, Юджин Сеа, главный операционный директор Бакинского международного морского торгового порта, по сообщениям, сказал на этой неделе, что объект может появиться в ближайшие пять лет.

В сообщении российской службы деловых новостей «Прайм» Шейх сказал, что зерно, прибывающее в Баку, может быть отправлено «любому, кто в нем нуждается».

Строительство перевалочного пункта укрепит наметившуюся тенденцию, когда страны, расположенные вдоль так называемого «Среднего коридора», повышают пропускную способность транспортных маршрутов, идущих в Европу в обход России.

Сеа отметил, что Бакинский терминал в минимальной степени подвержен воздействию санкций Запада против Москвы, поскольку здесь швартуется лишь несколько российских судов.

Очевидно, что порт выиграл от резкого увеличения объемов перевозок через Каспийское море с востока на запад после начала войны. В 2022 году поток грузов, доставляемых в Европу через Каспий и таким образом в обход России, увеличился в 2,5 раза до 1,5 млн тонн по сравнению с прошлым годом.

Что касается Казахстана, то объем экспорта через транскаспийский коридор за тот же период увеличился более чем в шесть раз и составил около 900 000 тонн в годовом исчислении.

Большую часть этого экспорта составляло зерно.

Основным покупателем казахстанского зерна в Европе является Италия, которая импортировала 226 000 тонн этого продовольственного товара в прошлом году, что на 10 процентов больше, чем в 2021 году. Турция закупила 110 000 тонн зерна, что на 58 процентов больше. Среди других более активных покупателей следует отметить Латвию и Польшу.

Условный потенциал для расширения этого потока значителен. Инсайдеры в агропромышленном комплексе сообщили, что казахстанские производители зерна планируют в этом урожайном году, который заканчивается в августе, увеличить общий объем экспорта зерна и муки до 9 миллионов тонн. Как сообщила деловая газета «Курсив», обычно Казахстан экспортирует около 7 миллионов тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте.

Хотя этот сектор имеет относительно небольшое значение для экономики Казахстана на фоне гораздо более крупной углеводородной промышленности, прагматичный подход к логистике, тем не менее, сигнализирует о том, как страна стремится диверсифицировать свой экспортный портфель в сторону переработанных товаров. Отправка сельскохозяйственной продукции на рынки Европейского Союза является одним из приоритетных направлений.

Астана изложила свою позицию в начале этого месяца на экономическом форуме ЕС-Центральная Азия, проходившем в Алматы.

«Казахстан может предложить ЕС более 175 видов переработанных товаров на общую сумму более 2,3 млрд долларов США, таких как машиностроительная продукция, продукция черной металлургии, сельскохозяйственные и переработанные продукты питания. Более того, являясь крупным производителем зерна, страна может стать стратегическим партнером Европейского Союза в определении глобальной продовольственной повестки дня», - говорится в заявлении кабинета министров от 19 мая.

В заявлении неясно, когда и в какие сроки правительство Казахстана стремится достичь такого уровня торговли с ЕС.

Комиссар ЕС по торговле Валдис Домбровскис, присутствовавший на форуме в Алматы, сказал, что необходимо проделать работу по «устранению узких мест в плане транспортировки и помощи в развитии инфраструктуры».

Как пояснил Гайдар Абдикеримов, генеральный секретарь ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута, самым узким местом в транзитном потенциале Каспия является Южный Кавказ. По его словам, недостаточно развитая портовая инфраструктура ограничивает пропускную способность и вызывает заторы.

Обсуждаемый Бакинский зерновой терминал, похоже, специально создан для решения именно этой проблемы.

Источник: Kazakhstan eyeing Baku grain entrepôt for Europe exports | Eurasianet

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Почти 230 млрд тенге должны казахстанцы ломбардам

Медицинские услуги подорожали в Казахстане

Касым-Жомарт Токаев посетил музей Чингисхана

Внедрять новые технологии в машиностроение призвал Бектенов

Южнокорейская компания заходит на рынок логистики РК

Партия Мирзиёева лидирует на парламентских выборах в Узбекистане

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Патриотизм daily. Часть II

ОБЩЕСТВО | 24.09.2024

Патриотом быть обязан?

ЭКОНОМИКА | 26.09.2024

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

НОВОСТИ | 29.10.2024

Почти 230 млрд тенге должны казахстанцы ломбардам

НОВОСТИ | 29.10.2024

Медицинские услуги подорожали в Казахстане