В конце прошлой недели, когда в Хиросиме (Япония) проходила встреча Большой семерки, Китай организовал саммит с участием Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, что ознаменовало собой новую главу во взаимодействии Пекина с регионом. Государства Центральной Азии ищут нового партнера для обеспечения собственной безопасности от внутренних мятежей, поскольку война России в Украине ограничила способность Москвы выполнять свою давнюю роль гаранта внутренней стабильности в регионе. Хотя большая часть публичных дискуссий на саммите была посвящена экономическим и торговым вопросам, Китай отметил, что он поможет Центральной Азии укрепить свои правоохранительные органы и возможности в области безопасности, что согласуется с усиливающейся кампанией Пекина по обеспечению «глобальной безопасности».
Что это означает для Соединенных Штатов, неясно, но несомненно то, что Вашингтону придется активизировать свое участие в регионе, если у него есть шанс конкурировать с Китаем. Со своей стороны, государства Центральной Азии не хотят застрять в центре соперничества великих держав, а хотят сбалансировать отношения с Китаем, Россией и США.
Сотрудники USIP Карла Фриман, Элли Макфарланд и Гэвин Хелф рассматривают причины растущего участия Китая в Центральной Азии, что эти страны хотят получить от своих отношений с Пекином и как Соединенные Штаты могут конкурировать с Китаем в регионе.
Что побуждает Китай к более активному взаимодействию с государствами Центральной Азии?
Фриман и Макфарланд: Саммит Китай-Центральная Азия, состоявшийся в Сиане, по-видимому, знаменует собой значительный сдвиг в том, как Пекин планирует взаимодействовать с регионом. Когда официальный представитель Министерства иностранных дел Ван Вэньбинь назвал саммит «эпохальным событием», он, возможно, имел в виду отход от прежних форм дипломатического взаимодействия Китая и Центральной Азии. Ранее Китай осуществлял свою дипломатию в Центральной Азии исключительно посредством двусторонних встреч со своими центральноазиатскими коллегами. Китайские и центральноазиатские официальные лица также встречались под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - группы Китая, России и нескольких государств Центральной Азии, созданной более двух десятилетий назад. ШОС не только способствовала развитию регионального сотрудничества в борьбе с терроризмом и предполагаемыми угрозами внутренней безопасности, но и позволила Китаю расширить свои экономические и энергетические связи с Центральной Азией, признавая при этом ключевую роль России как ведущего партнера по безопасности государств Центральной Азии - всех бывших советских республик.
Проведение встречи в Сиане, который изображается как древний перекресток и восточная отправная точка древнего Шелкового пути, проходившего через Центральную Азию, позволило Китаю подчеркнуть свои глубокие исторические связи с регионом. Помимо того, что на саммите были обещаны миллиарды на оказание помощи государствам Центральной Азии в целях развития, включая содействие сотрудничеству в области борьбы с бедностью, продовольственной безопасности и «зеленого» развития, китайский лидер Си Цзиньпин призвал к расширению региональных связей. Си также предложил еще больше расширить энергетическое сотрудничество между Китаем и Центральной Азией - Китай уже импортирует более двух третей своего трубопроводного газа из региона.
Но Си сосредоточился не только на экономических связях Китая и Центральной Азии. Он также призвал к «братству» и «гармоничной Центральной Азии» перед лицом угроз со стороны терроризма и «цветных революций». Си пообещал поддержку Китая в укреплении правоохранительных и оборонных возможностей региона, что соответствует его Глобальной инициативе по безопасности. Китай и государства Центральной Азии планируют создать официальный механизм для будущих встреч на высшем уровне, а следующая встреча Китай - Центральная Азия состоится в 2025 году.
Таким образом, саммит в Сиане позволяет Китаю играть более непосредственную роль в обеспечении безопасности и экономических делах в Центральной Азии, чем в прошлом. Поскольку Россия увязла в Украине, Москва не в состоянии обеспечить такой же уровень сотрудничества в сфере безопасности с Центральной Азией, а у региона есть свои опасения по поводу российского ирредентизма. Китай активизирует свое участие в регионе, где долгое время доминировала Москва. Более того, поскольку Соединенные Штаты играют более ограниченную роль в регионе после вывода войск из Афганистана, у Пекина появилась возможность и стимул увеличить свое присутствие в регионе.
Чего хотят государства Центральной Азии от отношений с Китаем?
Хелф: Как страны, не имеющие выхода к морю и зависящие от России, Китая или находящихся под санкциями Ирана и Афганистана в качестве основных торговых путей, государства Центральной Азии хотят избежать выбора стороны в соревновании великих держав. Они хотят проводить «многовекторную» внешнюю политику, поддерживающую хорошие отношения с Россией, Китаем и Западом (и другими своими соседями). Но эти «векторы» должны быть более сбалансированными. В прошлом веке Россия доминировала в сфере безопасности и экономических отношений с бывшими советскими республиками. Но сейчас Россия отвлечена на Украину, а Китай геополитически возвышается. У США сейчас гораздо меньше рычагов влияния, чем несколько лет назад, в связи с их уходом из Афганистана. Китай до недавнего времени неохотно заполнял вакуум влияния великой державы в Центральной Азии.
Центральноазиатские страны хотят управлять этими отношениями, чтобы максимизировать свои связи с внешним миром, не будучи слишком зависимыми от России (как сейчас) или от Китая (как может стать). Ситуация «золотого седла» для стран Центральной Азии — это продуктивные торговые отношения со всеми своими соседями, глубокое уважение суверенитета центральноазиатских государств и помощь в обеспечении безопасности, позволяющая обеспечить надежную самооборону, но не втягивать их в соперничество великих держав.
Как Соединенные Штаты могут конкурировать с Китаем в регионе?
Фриман, Хелф и Макфарланд: Расширение участия Пекина в регионе может иметь значительные последствия для США, поскольку Китай экспортирует свой стиль управления, идеологию безопасности и практику наблюдения. Соединенные Штаты не могут напрямую конкурировать с Китаем в Центральной Азии по масштабам инвестиций и помощи. На саммите в Сиане на прошлой неделе Си предложил 3,6 миллиарда долларов в виде новой помощи на цели развития и перспективу безвизовых поездок для жителей Центральной Азии. Когда государственный секретарь США Блинкен посетил регион в марте, он пообещал выделить всего 25 миллионов долларов на поддержку экономического роста. Однако Соединенные Штаты прилагают усилия для развития сотрудничества, такие как Инициатива экономической устойчивости в Центральной Азии, запущенная в сентябре 2022 года, и дипломатическая платформа C5+1. Вашингтон должен опираться на эти инициативы.
Соединенные Штаты также могут оказать поддержку усилиям Центральной Азии по налаживанию связей с внешним миром через «средний коридор» - через Каспий, Кавказ, Турцию и далее в Европу. Это позволит региону экспортировать нефть и природный газ, а также другие важные стратегические ресурсы, такие как уран (Казахстан обладает крупнейшими в мире запасами), и даже трудовых мигрантов, которые традиционно едут на работу в Россию. Соединенные Штаты также могут сделать больше для использования своей «мягкой силы» в виде образовательных стипендий для будущих лидеров Центральной Азии и поддержки групп гражданского общества для внедрения демократических ценностей на практике. Хотя Соединенные Штаты не могут удержать Китай и Россию вне Центральной Азии, Вашингтон может предложить им третью альтернативу, чтобы уравновесить медведя и дракона по соседству.
Источник: China Looks to Fill a Void in Central Asia | United States Institute of Peace (usip.org)
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников