Новый парламент Казахстана сформировался только после мартовских выборов, но в нем уже произошел первый крупный скандал.
Шумиха вокруг одного из самых узнаваемых политиков страны: Жигули Дайрабаева, ведущего члена партии «Ауыл» и бывшего кандидата в президенты.
За последние несколько недель Дайрабаев оказался в центре усиливающихся утверждений СМИ о том, что он и двое его сыновей совершили ряд серьезных преступлений. Депутат категорически отверг требования о его отставке и заявил, что больше не будет отвечать на вопросы о своем положении.
Первые предвестники неприятностей появились в начале апреля, когда сыновья Дайрабаева, Марат Дайрабаев и Дидар Молдакалык, получили условные пятилетние тюремные сроки по обвинению в участии в мошенничестве на сумму более 550 миллионов тенге (1,2 миллиона долларов), полученных от государства в виде фиктивных субсидий на развитие сельского хозяйства. Еще два сообщника были приговорены к лишению свободы.
Позже в том же месяце Дайрабаев выступил с речью в Мажилисе, нижней палате парламента, в которой он защищал своих сыновей, настаивая на их невиновности в предъявленных обвинениях, и добавил, что отказывается уйти в отставку. Его партия «Ауыл» выразила солидарность с его позицией. Один из коллег по фракции, Анас Баккожаев, призвал журналистов воздержаться от критики Дайрабаева.
«Его дети уже взрослые. Они должны отвечать за свои поступки», - сказал Баккожаев.
Затем последовали новые обвинения.
В начале мая житель южного города Мерке Саид Рузиев публично обвинил Дайрабаева в незаконном оформлении на свое имя двухэтажного особняка стоимостью 140 миллионов тенге (315 000 долларов США). Рузиев утверждает, что эта недвижимость была в центре судебного спора, и поэтому депутат не мог вступить в права собственности. В судебную тяжбу была вовлечена бывшая жена Рузиева.
Это только для начала. Самое поразительное обвинение на сегодняшний день было выдвинуто 60-летним Василием Ковешниковым, который заявил журналистам на пресс-конференции 16 мая, что сыновья Дайрабаева в течение трех лет держали его в плену на ферме в южной Жамбылской области. Ковешников утверждает, что эта пара заставляла его работать на земле без оплаты, по сути, обращаясь с ним как с рабом. Каждый раз, когда он пытался бежать, сыновья Дайрабаева ловили его и избивали, утверждает мужчина.
До сих пор не было представлено никаких доказательств, подтверждающих эти серьезные обвинения.
Дайрабаев решительно отрицает любые правонарушения, называя эти обвинения ложными и частью большой клеветнической кампании. В своем сообщении на Facebook он заявил, что его недоброжелатели не смогли представить никаких доказательств в поддержку своих утверждений. Далее Дайрабаев заявил, что он знает, кто несет ответственность за выдвинутые против него обвинения, и что эти люди будут привлечены к ответственности в свое время.
Пока еще не вынесен вердикт по некоторым из наиболее громких утверждений, выдвинутых против законодателя, многие комментаторы утверждают, что один только приговор его сыновьям должен стать достаточным основанием для того, чтобы Дайрабаев отказался от своего кресла.
В интервью, данном новостному сайту «Орда», политический стратег Дина Шайхислам отметила, что этот продолжающийся скандал позволяет понять, как работает политика подотчетности в Казахстане. По ее словам, прошлый опыт показывает, что даже чиновникам с достаточно запятнанной репутацией удается сохранить свои посты. Шайхислам говорит, что еще с советских времен именно руководство, а не голосующая общественность, в конечном итоге решает, кто останется или уйдет.
«Дайрабаев знает, что концепция репутации не работает, что народ все равно ничего не решает», - сказала Шайхислам. «Зачем ему уходить, если все вокруг такие же, как он?».
Источник: Kazakhstan: Scandal-mired lawmaker holds onto seat | Eurasianet
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников