Интервью

Как теневая экономика подталкивает реформу энергетики в Центральной Азии

Редакция

05.04.2023

Кристофер Хартвелл, экономист, рассказал о стимулах для повышения эффективности использования энергии.

Старая инфраструктура, государственные субсидии и слабые институты на протяжении десятилетий тормозили усилия по реформированию энергетических рынков Центральной Азии. Повышение тарифов политически неприемлемо: план повышения цен на топливо в Казахстане в прошлом году быстро вызвал широкомасштабные уличные протесты, которые закончились кровавым хаосом. И все же дефицит электроэнергии сохраняется даже в богатых углеводородами Казахстане и Узбекистане.

Эффективность - одно из возможных решений: заставить имеющуюся энергию работать дальше.

В то время как многие обсуждения проблем электроэнергетики в регионе ведутся сверху вниз, требуя действий правительства, в готовящейся работе рассматривается использование энергии - спрашивается, почему и когда частные фирмы в Центральной Азии принимают стандарты энергоэффективности.

Один из соавторов работы, Кристофер Хартвелл, профессор и экономист Цюрихского университета прикладных наук, рассказал Eurasianet об исследовании и о том, почему реформы в Центральной Азии, скорее всего, будут исходить от низов, а не от правительственных мандатов. Это интервью было отредактировано для ясности и объема.

- Каковы некоторые барьеры на пути более эффективного использования энергии в Центральной Азии?

- Как и во многих других бывших российских колониях, в Центральной Азии произошел хороший макроэкономический переход [после Советского Союза] в плане стабилизации и либерализации торговли. Институциональный переход был более заторможенным. Энергетические рынки в значительной степени сопротивлялись любой конкуренции и любой либерализации. И это создало всевозможные проблемы институционального управления.

Самая большая проблема в Центральной Азии заключается в том, что там не было движения в сторону разрушения монопольного подхода к производству и передаче энергии. Разведка энергоресурсов, конечно, является большим источником власти и ренты для каждого из правительств. Я был в Казахстане в начале 2000-х годов и помню, как Agip, Chevron и все эти западные компании использовали любые средства, чтобы получить концессии. Но опять же, если вы посмотрите на другие страны мира, такие как Норвегия, страны Персидского залива - там тоже все еще очень ориентировано на государство. Просто в таких местах, как Норвегия или даже Саудовская Аравия, существует гораздо более надежная структура управления - к лучшему или худшему в случае Саудовской Аравии - чем в Казахстане или Узбекистане.

Второй момент заключается в том, что инфраструктура является советским наследием. Все было ориентировано на Москву. Государства Центральной Азии были лишь винтиком в большом механизме, который должен был служить России и, в частности, Москве. Поэтому у них не было возможности переориентировать инфраструктуру, модернизировать ее так, как им хотелось бы. Казахстан довольно хорошо справился с этой задачей, развивая западную часть страны, но другие, относительно более бедные страны, все еще работают с устаревшими сетями, устаревшими линиями электропередач и устаревшей транспортной инфраструктурой, что сдерживает их развитие.

- В своей статье вы рассматриваете производителей, стремящихся получить сертификацию, чтобы продемонстрировать свою приверженность энергоэффективности. Насколько важно для потребителей в Центральной Азии, чтобы компании указывали на свою «зеленую» репутацию, например, путем прохождения сертификации?

- Да, я думаю, это важно, потому что вы как бы достигли того уровня в иерархии потребностей Маслоу, когда начинаете беспокоиться об окружающей среде. Я бы не сказал, что это настолько распространено или даже навязчиво, как в некоторых местах Западной Европы, но есть общее признание того, что можно делать добро, пока ты делаешь добро. Поэтому существует определенный спрос на сертификацию, даже если не так много знаний о том, что означает сертификация. Но в целом существует признание, особенно среди городского среднего класса, что это то, к чему следует стремиться.

[Сертификация] также может означать, что эта фирма действительно является фирмой, это не подставная корпорация, не операция по отмыванию денег. Это не что-то, что существует только благодаря политическим связям. И мы затрагиваем эту тему в статье: сертификация как сигнальное устройство. Чтобы сказать: «Эй, знаете, мы работаем над этим, мы заботимся об окружающей среде. И именно поэтому на не очень переполненном рынке, но на рынке, вы можете выделить нас и увидеть, чем мы лучше».

- А ведут ли эти сертификаты к более эффективному использованию энергии? Какова роль конкуренции?

- В целом, сертификация действительно ведет к повышению энергоэффективности. В действительности, если вы идете на сертификацию, то, возможно, вы уже находитесь на определенном уровне экологической чистоты и вам просто нужна эта печать одобрения. Поэтому мы проконтролировали это и обнаружили, что да, у вас есть фирмы, которые при прохождении сертификации - и даже после сертификации - больше работают в рамках неформальных правил, а иногда и явных правил того, что предписывает сертификация.

Еще более интересный факт, который мы обнаружили, заключается в том, что, хотя в Центральной Азии нет жесткой конкуренции за энергоресурсы, теневая экономика, которая огромна в каждой из этих стран, подталкивает фирмы к повышению энергоэффективности, поскольку существует большая конкуренция со стороны теневых фирм. Если вы этого не видите, это не значит, что этого нет. Это может быть не санкционировано, это может быть не законно, это может быть не разрешено, но это есть, и это заставляет фирмы быть начеку.

- Итак, может ли неформальный сектор уступать в ценообразовании существующим или законным фирмам?

- Именно так. Потребители рассматривают их как законную альтернативу официальным производственным фирмам. Даже если вы просто переправляете дешевые китайские товары через границу, это снижает вашу потенциальную прибыль, если вы производственная фирма. Поэтому вы ищете способ конкурировать, и, возможно, вы не сможете конкурировать по качеству, особенно если это другой ценовой сегмент, но вы сможете сократить свои расходы - сохранить маржу немного больше. И лучший способ сделать это - энергоэффективность. Вы также идете на сертификацию. Вы ищете пути внутреннего самосовершенствования. И тогда это дает вам некую дифференциацию между вами и теневыми фирмами.

- Что могут сделать правительства в более широком смысле для реформирования энергетических рынков, поощряя при этом эффективность? Мы знаем, как трудно отменить субсидии, как это произошло в прошлом году в Казахстане. Итак, в идеальном мире, с чего должны начать правительства?

- Безусловно, все сводится к точному ценообразованию. Капитал, если он дефицитен, должен иметь соответствующую цену. Производство электроэнергии стоит дорого, огромные затраты идут на создание инфраструктуры, передачу и собственно производство любого вида энергии, и цены на нее должны быть соответствующими. Пару лет назад я написал статью в журнале «Экономические системы», в которой рассматривалась институциональная основа энергоэффективности, улучшения экологии, экологической эффективности - использование материалов: Сколько материалов вы используете на единицу продукции? И в основном там говорилось, что если у вас много ресурсов, то вы склонны к расточительству.

Это то, что вы видите повсюду в мире. У меня есть семилетний ребенок. Если он знает, что у него есть все, то он не будет обращаться с этим так хорошо. И он будет расточительным. Но если он знает, что это последний картофельный чипс, он будет охранять его всю жизнь. И нет чувства нехватки ни в плане изобилия, которое, да благословит их Бог, у них [казахов] есть нефть, это прекрасно. Но также и с точки зрения субсидий и перекоса стимулов.

Это огромное политическое препятствие, усугубляемое нестабильной политической обстановкой. Все смотрят на Кыргызстан и говорят: «Мы не хотим этого делать. Мы не хотим иметь революцию каждые пять лет». Вот в этом и заключается беспокойство. Как сочетать экономическую и политическую целесообразность, не потеряв при этом голову?

- Мы много слышим об инвестициях в возобновляемые источники энергии, солнце, ветер, водород - миллиарды и миллиарды долларов, очевидно, будут потрачены на эти вещи, особенно в Казахстане и Узбекистане, двух богатых газом странах, которые страдали от нехватки энергии прошлой зимой. Из всех пресс-релизов трудно понять, сколько уже сделано. Мы сообщали о том, что Казахстан не выполняет свои обязательства по Парижскому соглашению. Есть ли у вас представление о том, как идет декарбонизация в Центральной Азии?

- Я не сторонник решений по охране окружающей среды, принимаемых сверху вниз. И я думаю, что Парижское соглашение попадает в ту же ловушку: «Вот пятилетний план, или вот квота. И вот что мы должны выполнить в плане производства». И оно не фокусируется на стимулах снизу вверх, не фокусируется на многоуровневом управлении.

Парижское соглашение использует подход «сверху вниз» и просто ставит верхнюю планку выше. Если мы сможем правильно подобрать стимулы, местные и региональные инициативы могут способствовать большей декарбонизации. Но опять же, я не думаю, что декарбонизация является целью; я думаю, что целью является улучшение состояния окружающей среды, экологические результаты. Декарбонизация может быть просто одним из процессов, с помощью которых вы этого добьетесь.

Поэтому я думаю, что надежда есть. Но надежда возникает, как мы видим в России, из-за отсутствия государственного участия, а не из-за активного государственного участия. Потому что если Казахстан действительно решит полностью выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению, то это приведет к большим переменам, к масштабным нарушениям, а также к тому, что я не считаю политически осуществимым.

Я работал в Азербайджане около 12 лет назад. И я никогда не забуду, что один азербайджанец сказал мне: «Если бы мы следовали всем правилам, всем законам, которые у нас есть на бумаге, ничего бы не было сделано».

И то же самое происходит, когда речь идет о качестве окружающей среды. Если вы посмотрите, вы найдете злоупотребления, вы найдете людей, нарушающих закон, загрязняющих окружающую среду, потому что они пытаются быстро заработать. Но вы также обнаружите, что в промежутках между ними происходит значительное улучшение состояния окружающей среды. Именно это мы и обнаружили в нашей работе: это промежуточные пространства.

Источник: https://eurasianet.org/how-the-shadow-economy-pushes-energy-reform-in-central-asia

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

Львенка пытались продать в Шымкенте

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

Фабрика по выпуску сплава Доре заработала в области Абай

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан