Астана 08.03.2023 4299

Казахстан: Оппозиционные кандидаты борются за право участвовать в парламентских выборах

Никто не может обвинить Лукпана Ахмедьярова в том, что он является системным кандидатом.


Его предвыборный ролик перед парламентскими выборами в Казахстане 19 марта подробно описывает его путь через независимость Казахстана - раскрытие коррупции в расследованиях СМИ, участие в антиправительственных митингах и, что самое известное, выживание после покушения на убийство, в ходе которого он получил восемь ножевых ранений и два выстрела из пневматического оружия.

Недавний выпад в Facebook против кандидата в депутаты от правящей партии Казахстана Аманата дает представление о риторике карьерного журналиста.

«Раньше эта партия была сборищем коррумпированных чиновников. Теперь эта партия продвигает человека, который больше месяца прятал своего сына от правоохранительных органов после того, как тот случайно убил женщину, катаясь на лодке. И этот человек и член партии уверяет нас, что он будет гарантировать ПРАВИЛО ЗАКОНА!», - написал Ахмедьяров.

Бывший редактор легендарной газеты в северо-западном городе Орал, Ахмедьяров является одним из более чем 700 человек, борющихся за место в 98-местной нижней палате парламента, известной как Мажлис.

Более 400 человек участвуют в выборах по одномандатным округам, которые возвращаются в парламент впервые с 2004 года, но на которые приходится всего 29 мест.

Эти изменения в избирательном законодательстве являются частью более широкой конституционной реформы, инициированной президентом Касым-Жомартом Токаевым на фоне беспрецедентного по масштабам политического кризиса, в результате которого в январе 2022 года погибли по меньшей мере 238 человек.

Токаев, который заявил, что во время беспорядков он приказал правительственным войскам стрелять на поражение, вышел из кризиса в качестве главного решающего лица Казахстана, затмив своего стареющего и некогда управляемого предшественника Нурсултана Назарбаева.

Глава государства приветствовал «новые, более справедливые и конкурентные правила формирования представительной ветви власти» в январской речи, в которой утверждалось, что Казахстан «переживает динамичный и всеобъемлющий процесс обновления».

Но хотя эти выборы выглядят совсем иначе, чем недавние голосования, монополизированные проправительственными партиями и их кандидатами, Ахмедьяров говорит, что игровое поле далеко не ровное.

«Мы, кандидаты от нестабильных партий, постоянно смотрим друг на друга и спрашиваем, когда нас выкинут из гонки и на каком основании», - сказал Ахмедьяров о своей борьбе за единственное из трех мест в Западно-Казахстанской области, которое зарезервировано для одномандатников.

Проверки финансовых деклараций независимых кандидатов уже привели к отстранению нескольких из них от участия в выборах в парламент и городские советы, где также проходят выборы.

Однако кандидаты, более тесно связанные с политическим мейнстримом, стартовали успешно, отметил Ахмедьяров по итогам первого дня предвыборной кампании (18 февраля) в своем родном городе Орал.

«Через несколько часов после начала кампании у них уже были дорогие баннеры по всему городу, дорогая реклама на телевидении. То есть, похоже, они пользуются административным ресурсом», - сказал Ахмедьяров.

Входит, выходит и снова входит

Один из элементов, который до сих пор был в избытке у казахстанской предвыборной команды — это драма.

Жибек Аменова, кандидат в депутаты городского совета Алматы, была одним из нескольких очевидцев, которые видели, как кандидат в депутаты Айгерим Тлеужанова была задержана полицией 28 февраля в отделении Центральной избирательной комиссии, где Тлеужанова только что забрала свои документы.

Тлеужанова, находящаяся под следствием по обвинению в том, что прокуроры считают, что она была замешана в кратковременном захвате аэропорта Алматы во время беспорядков в прошлом году, в прошлом месяце была снята с предвыборной гонки после того, как избирательные органы предположили, что одна из ее банковских выписок была поддельной.

«Это было совершенно незаконное задержание. По закону ничто не может помешать ее статусу кандидата, который был восстановлен Верховным судом накануне», - сказала Аменова, которая, как и Тлеужанова, входит в неформальную сеть поддержки независимых кандидатов под названием «Дербес Депутат».

Тлеужанова была освобождена через несколько часов после ареста.

Для Ахмедьярова первым препятствием на пути к выдвижению кандидатом стала выплата государству более 1 миллиона тенге (около 2300 долларов) за участие в выборах - цифра, по его словам, «завышенная» в стране, где средний месячный доход составляет чуть более 700 долларов и даже ниже за пределами Алматы и столицы, Астаны.

«Я хотел собрать эти деньги краудфандингом. Но я обнаружил, что для этого нужно создать специальный фонд, и сделать это можно только в одном банке - Народном. Но в этом банке вам говорят, что сторонники не могут просто перевести вам деньги с помощью мобильных приложений или интернет-банкинга. Нет - они должны прийти в отделение банка на своих ногах. Затем, чтобы сделать взнос, им нужна нотариально заверенная доверенность от меня, их кандидата. Так что краудфандинг — это не вариант», - заявил Ахмедьяров.

Несмотря на ограниченные средства на кампанию, журналисту удавалось пробиться, но он жаловался, что государственные чиновники пытались сорвать его аудиенции с сельскими жителями в Западно-Казахстанской области.

«В аудитории всегда найдется кто-то, кто спросит меня, какие иностранные гранты я принимал, или как я могу считать себя патриотом, если планирую отправить свою дочь учиться в зарубежный университет», - сказал он.

Ахмедьяров назвал вопросы о его 17-летней дочери, которая в настоящее время учится в школе в Казахстане, но подала документы в зарубежный университет, формой давления сверху вниз, вероятно, переданной областным чиновникам службами безопасности.

«Люди, задававшие эти вопросы, были сотрудниками сельских администраций - они это признали. Я сказал им, что надеюсь, что они зададут такие же вопросы о детях Токаева и Назарбаева и о собственности их семей за рубежом. Избиратели засмеялись. Потом, когда на третьем собрании был задан вопрос о моей дочери, избиратели начали выкрикивать чиновницу, и ей пришлось уйти, не дослушав вопрос до конца», - добавил он.

Новые партии, но не новый путь?

Что бы ни произошло в одномандатных округах, в Мажлисе будут доминировать партии, и, скорее всего, одна из них - правящая партия «Аманат».

Ранее называвшаяся «Нур Отан» в знак уважения к своему основателю Назарбаеву, партия пережила большую текучку кадров после кризиса, когда Токаев внес изменения в конституцию, запретив президентам быть членами партии, а высшие должностные лица последовали его примеру и покинули «Аманат».

Тем не менее, машина «Аманат» остается гигантской, и многие наблюдатели считают, что шесть других конкурирующих партий (две из них были зарегистрированы в последние месяцы), по сути, составляют число кандидатов.

Проправительственная англоязычная газета The Astana Times утверждает обратное, называя регистрацию в ноябре партии под названием «Байтак» «позитивным сигналом расширяющегося политического плюрализма в стране».

«Байтак» стала первой новой партией, зарегистрированной в Казахстане за последние два десятилетия, и «идет на выборы с активной экологической программой», - пишет газета.

Между тем, одной очень известной представительнице экологических взглядов не дали во второй раз баллотироваться в городской совет Алматы после того, как ее попытка получить место в 2016 году была сорвана из-за того, что избирательные органы заявили о нарушении в ее финансовой декларации.

Семь лет назад власти заявили, что активистка кампании за чистоту воздуха Ася Тулесова подробно описала средства на своем банковском счете на сумму 78 тиын, или примерно на одну пятую процента, больше, чем было на самом деле.

На этот раз она была извещена о своем исключении из гонки в прошлом месяце после того, как проверка ее декларации показала, что патент, зарегистрированный на ее имя компанией, в которой она когда-то работала, отсутствует - о регистрации, по ее словам, она ничего не знала.

На данный момент Тулесова не знает, будет ли она обжаловать это решение, и сказала RFE/RL, что власти пытаются «создать видимость того, что реформы идут полным ходом», при этом «минимизируя риски для существующей системы».

«Они знают, что если хотя бы нескольким действительно независимым кандидатам, таким как [Ахмедьяров], будет позволено пройти в парламент или другим независимым кандидатам в советы, то это может действительно изменить ситуацию, потому что за этими несколькими кандидатами будет стоять массовая поддержка», - сказала Тулесова.

Шавхат Темисов, член Центральной избирательной комиссии, на пресс-конференции на этой неделе заявил, что «нет никакой связи» между снятием с регистрации кандидатов и их общественной деятельностью, и сказал, что снятые с регистрации кандидаты могут оспорить решения в суде или подать повторное заявление.

Крис Риклтон - журналист, живущий в Алматы. До прихода в RFE/RL он был шефом бюро по Центральной Азии агентства France-Presse, где его репортажи регулярно перепечатывались такими крупными изданиями, как MSN, Euronews, Yahoo News и The Guardian. Он окончил Университет Сент-Эндрюс в Шотландии.

Источник: Kazakhstan: Opposition Candidates Battle To Compete In Parliamentary Elections – Analysis – Eurasia Review

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция