Контрабанда остается процветающим бизнесом на китайско-казахстанской границе, более года спустя после того, как президент Касым-Жомарт Токаев приказал таможенникам искоренить ее.
Так считает чиновник контрольно-счетной палаты 9 февраля.
Стоимость товаров, экспортируемых из Китая в Казахстан, занижается более чем на треть, сказал член Высшей аудиторской палаты Казахстана Ардак Тенгебаев в своем выступлении, которое цитирует сайт деловых новостей LS.
Он указал на два фактора.
Один из них - различные методы отчетности в таможенных службах Казахстана и Китая, на которые чиновники также ссылались в прошлом, чтобы объяснить вопиющие расхождения.
«Но, на наш взгляд, большую роль играет некомпетентность таможенного администрирования товаров, импортируемых из Китайской Народной Республики», - продолжил он.
«То есть занижение таможенной стоимости товаров, их неправильная классификация, использование так называемых «товаров прикрытия» и так далее». Последнее относится к товарам с низкой стоимостью, которые легально импортируются в качестве дымовой завесы, чтобы скрыть незаконный импорт более ценных товаров. В этом случае пошлина уплачивается с более дешевых товаров, а не с более дорогих.
«Причин много», - добавил Тенгебаев. «Но главная из них - снижение таможенной стоимости».
Возможно, он снисходительно назвал это «некомпетентностью», но представляется маловероятным, что крупные партии товаров могут проходить через границу без активного сговора с таможенниками.
И это не секрет.
В январе прошлого года президент Токаев приказал чиновникам искоренить контрабанду на китайско-казахской границе, где, как «общеизвестно», «творится хаос».
«Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся», - возмущался он. «Разница между зеркальной статистикой [таможенной службы Казахстана] и китайскими таможенными органами достигает миллиардов долларов».
Репрессии Токаева против контрабанды были частично истолкованы как попытка ограничить экономическое влияние семьи Нурсултана Назарбаева, бывшего президента, который потерял популярность в результате жестоких гражданских беспорядков в январе 2022 года.
Его брат Болат и дочь Дарига, по слухам, имеют деловые интересы на границе.
В любом случае, расхождения в таможенных данных были налицо: в 2021 году Казахстан сообщил о сокращении двусторонней торговли с Китаем на 7,1 млрд долларов; в 2020 году - на 5,7 млрд долларов; в 2019 году - на 7,6 млрд долларов.
Официальные лица всегда отмахивались от этих различий, объясняя их разными методами отчетности.
Но в июне Государственный комитет по доходам нехотя признал, что «наряду с объективными методологическими причинами» имело место «возможное недостоверное декларирование [товаров] и занижение таможенной стоимости импортерами».
Комитет объявил о планах по усилению борьбы с контрабандой, включая новую систему обмена информацией о трансграничных железнодорожных грузах (обмен информацией об автомобильных грузах уже существовал).
В то время комитет мог похвастаться хорошей новостью: с тех пор как Токаев отдал приказ о введении репрессий, резко сократилось расхождение между казахстанской и китайской таможенной статистикой.
В 2021 году разрыв составлял 40,5%, а за первые четыре месяца 2022 года, по данным комитета, он сократился до 26,1%.
«В течение 2022 года Комитет по государственным доходам выявил занижение импортерами данных о товарах на сумму 500 млрд тенге ($1,1 млрд)», - сообщил представитель аудиторской палаты 9 февраля. Подразумевалось, что эта сумма была возмещена, хотя он не уточнил.
Но плохая новость заключается в том, что после того, как после удара Токаева по контрабанде начался шквал действий по уничтожению контрабанды, судя по данным, которые привел Тенгебаев, диспропорция снова возросла.
Сейчас он составляет 34–38%.
Источник: Kazakhstan: Smuggling still rife on border with China | Eurasianet
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников