Глубоким вечером в субботу, 27 декабря, СМИ облетела новость о встрече российского президента Владимира Путины с бывшим главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Российский политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов в своих рассуждения об этой встрече отметил, что она прошла на фоне приглашения Касым-Жомарта Токаева на саммит «Большой двадцатки», которое сделал Дональд Трамп. По мнению политолога, Путин вряд ли получит такое приглашение, сообщает корреспондент Check-point.kz.
«Назарбаев вчера трапезничал с Путиным. Они поужинали (а может быть, пообедали) в столовой кремлевских апартаментов. Сколько времени занимало частное мероприятие, не сообщается, протокольное видео, сделанное до подачи первых блюд, продолжалось 8 секунд. Зато ТАСС услужливо приводит справку: «Такая трапеза — знак большого доверия и отличных отношений. Подобной чести ранее удостаивались, в частности, председатель КНР Си Цзиньпин и президент Беларуси Александр Лукашенко», — пересказал новость Аркадий Дубнов в своем Telegram-канале.
Он отметил, что Лукашенко и Си действующие лидеры, «а 85-летний Нурсултан Абишевич — бывший, сейчас он зовется первым президентом Казахстана».
«Всех остальных титулов, — национальный лидер, Елбасы, — Назарбаев был лишен в 2022 году после кровавых событий того января, которые были расценены в стране, как попытка госпереворота. И по молчаливому уговору практически все в Казахстане понимают, что за этой попыткой стоял так называемый «Старый Казахстан», представлявший назарбаевскую элиту. Однако, точно так же, большинство казахстанцев понимают, что поскольку нынешний президент Касым-Жомарт Токаев получил власть в стране в 2019 году из рук Назарбаева, назначившего его своим преемником, то существуют некоторые договоренности между ними, гарантирующие неприкосновенность первого президента. Даже несмотря на то, что Токаев подтвердил свой статус главы государства на президентских выборах в 2022 году, прошедших после внесенных изменений в конституции, определивших единственный семилетний срок президентских полномочий», — рассуждает Дубнов.
От себя уточним, что «некоторые договоренности, гарантирующие неприкосновенность», прописаны в Конституции Казахстана, в статье 46. В первом пункте этой статьи говорится, что президент РК, его честь и достоинство «неприкосновенны», а третий пункт прямо указывает, что «положения настоящей статьи распространяются на экс-президентов республики». Никаких других договоренностей в правовом государстве быть и не может.
Но вернемся к рассуждениям Аркадия Дубнова, который считает более важным то, что «именно Токаев воспринимается остальным миром, как лидер средней державы, стремящейся стать контрапунктом, — вместе с Узбекистаном, — новой геополитической структуры, — Центральной Азии, равноудаленной от мировых центров силы».
«Нравится это Кремлю или нет, но именно сейчас Астана и Ташкент получили приглашение от Трампа участвовать в саммите «Большой двадцатки», которая соберется в 2026 году в Майами. Разумеется, Токаев и Мирзиёев будут там в качестве гостей хозяев саммита, американцев. Но трудно себе представить, что Путин, будучи пока еще членом двадцатки, но находящийся под западными санкциями, получит такое приглашение», — резюмирует Аркадий Дубнов.
Добавим в качестве заключения, что встречи Путина и Назарбаева, несмотря на постоянный ажиотаж вокруг них, проходят в регулярном режиме. К примеру, в начале этого года Токаев в интервью газете «Ана тілі» рассказал о двух таких встречах в 2024-м, и он тогда призвал отнестись с пониманием к тому, что инициатором их обычно выступает Нурсултан Абишевич.
«Для него они крайне важны. Нельзя забывать, что, как бывший председатель Совета министров Казахской ССР, партийный руководитель и затем президент суверенного Казахстана, он морально и политически тесно связан с Кремлем. Ведь столько времени было проведено в командировках в Москве, на съездах и пленумах, в ходе рабочих и официальных визитов», — объяснил Касым-Жомарт Токаев поведение своего предшественника.
Фото из открытых источников