Председатель Общественного совета при министерстве национальной экономики РК, руководитель аналитической группы «Комментарий» Эльдар Шамсутдинов прокомментировал призывы к девальвации тенге, звучащие в информационном пространстве республики, сообщает корреспондент Check-point.kz.
«Если год назад я отбивал нацвалюту от идей жесткой фиксации курса, объясняя вред накопленных дисбалансов, то теперь маятник качнулся в другую крайность, лоббисты сменили пластинку. Теперь нам предлагают девальвацию как панацею для умирающей экономики Казахстана», — написал экономист в своем Facebook-аккаунте.
По мнению Шамсудтинова, подобная риторика — это классический инструмент консалтинга.
«Нам говорят, что мы в кризисе, но статистика БНС показывает рост экономики выше 5%. Это не показатели кризиса и упадка. Тезисы о голландской болезни вбрасываются в эфир, чтобы подготовить почву для шокового решения. Возникает вопрос: если экономика растет, почему финансовые элиты так настойчиво требуют «уронить» курс?» — отметил аналитик.
По его словам, ответ циничен и прост: банки проиграли рынок.
«БВУ ставили на вечное обесценение тенге, но курс укрепился, оставив их в минусе. Одновременно они получили удар по процентной марже: рост базовой ставки, необходимый для сдерживания инфляции, поднял стоимость фондирования, и банки начали фиксировать процентные убытки. Именно поэтому сейчас идет давление на Минфин, чтобы министерство выпустило короткие и дорогие ГЦБ, вместо того чтобы поднимать всю кривую. Банкам срочно нужна быстрая доходность здесь и сейчас, чтобы закрыть дыры в балансах», — уверен Эльдар Шамсутдинов.
По его мнению, «дешевая демагогия про «чучхе, который наступит после девальвации» — не более чем попытка исправить ошибки своего менеджмента за счет населения». Он напомнил высказывание экс-главы Национального банка РК (2022–2023 годы) Галымжана Пирматова: «Население не должно расплачиваться за ошибки корпораций».
«Нам пытаются продать идею, что девальвация безопасна, но история говорит об обратном. При нашей колоссальной импортозависимости шоковая девальвация не лечит, а калечит, разгоняя инфляцию, которая в сегментах потребкредитования и так перегрета до 30–40%. О котором публичные эксперты забыли, для них не существует потребительского кредитования, они даже не понимают, как работает BNPL», — подчеркнул Шамсутдинов.
По мнению эксперта, главное лукавство заключается в том, что, когда лоббисты называют государственные инвестиции ошибкой и призывают дать рынку сделать свое дело, многие не понимают, что они имеют в виду.
«Этот рынок — не конкурентная среда с десятками производственных отраслей. Это банки, которые привыкли жить на ренте от потребительского кредита и валютных спредов. Я не демонизирую банки, но давайте будем объективными: время сверхдоходов за счет дисконтирования будущего заработка населения закончилось», — подчеркнул экономист.
Поэтому он уверен, что попытка вернуть время сверхдоходов через обрушение курса тенге — это не рыночная мера, а судорожная защита старой рентной модели.
«Мне очень понравилась дискуссия с Тимуром Турловым в начале года о фиксации курса. Он вышел сам, лично защищал свою позицию, аргументировал, спорил, отвечал на самые жесткие вопросы. Потому что настоящий лидер не пользуется наемниками, не прячется за «мнениями экспертов», не запускает анонимные информационные волны. Он выходит и берет ответственность за свои идеи на себя», — подытожил Эльдар Шамсутдинов.
Фото из открытых источников