Геополитика

Евразийский момент Вашингтона

20.11.2025

США набирают обороты, но Россия и Китай по-прежнему ограничивают возможности Центральной Азии.

В саммите США и пяти центральноазиатских стран, состоявшемся 6 ноября, было что-то необычное. Это было первое мероприятие такого рода, проведенное в Белом доме, и оно последовало за встречами президента США с его узбекским и казахским коллегами, на которых были подписаны крупные соглашения, направленные на стимулирование производственного сектора Америки. 

У США была четкая повестка дня перед саммитом. Они преследовали две цели: получить доступ к минеральным ресурсам и развивать маршрут «Средний коридор», чтобы добраться до Центральной Азии, минуя территорию России и Ирана. 

Еще одним заметным изменением стало то, что в подходе США практически не упоминались права человека, продвижение демократии и перенос западной модели управления в регион. Это привлекает центральноазиатские государства, которые имеют плохую репутацию в области основных свобод, но стремятся к партнерству с Вашингтоном и более тесной интеграции с мировыми рынками. При президенте Дональде Трампе приоритет отдается соглашениям в области экономики, транспортного сообщения и безопасности. 

Так было не всегда. Первый саммит в рамках C5+1 был организован при президенте Бараке Обаме в 2015 году и был направлен не столько на углубление экономических и торговых связей, сколько на то, чтобы не допустить усиления влияния России и Китая в регионе. Однако без значимого экономического взаимодействия добиться конкретных результатов оказалось невозможно, и администрация Трампа пытается изменить эту ситуацию, причем с некоторым успехом. 

Политика Трампа в отношении Центральной Азии носит транзакционный характер. Например, в соответствии с соглашением с Узбекистаном в ближайшие годы в США будет инвестировано около 100 млрд долларов. Кроме того, Казахстан присоединился к Авраамским соглашениям и заключил с США сделки на сумму около 17 млрд долларов. Среди них было совместное американо-казахстанское предприятие по добыче вольфрама стоимостью 1 млрд долларов, финансируемое США. 

Одной из областей взаимного интереса является сотрудничество в области редкоземельных материалов. США обеспокоены доминированием Китая и использованием им поставок редкоземельных элементов в качестве оружия, поскольку он контролирует почти 70% мирового производства, а также до 90% перерабатывающих мощностей. Центральная Азия может многое предложить США для диверсификации их цепочки поставок, и работа в этом направлении уже ведется — например, в прошлом году США и Узбекистан подписали меморандум о взаимопонимании по критически важным минералам. 

С 1990-х годов Центральная Азия не была в центре внимания политики США. Уровень торговли был низким, а активное продвижение демократии, по-видимому, не принесло США друзей в регионе. Ситуация изменилась, в первую очередь из-за войны России с Украиной, которая напомнила, что соседи Кремля никогда не могут быть спокойны за его амбиции. Пока Россия отвлечена, по крайней мере на данный момент, Центральная Азия видит возможность заключить соглашения с другими крупными игроками. 

Однако, хотя возвращение США в Центральную Азию приветствуется, есть значительные ограничения на то, чего они могут достичь. Россия и Китай по-прежнему доминируют в сфере безопасности, торговли и инфраструктуры в регионе. Китайские компании активно работают практически во всех секторах экономики Центральной Азии. От транспортного сообщения до зеленой энергетики, добычи и переработки полезных ископаемых — Китай доминирует в выборе Центральной Азии. Например, китайские компании недавно подписали с Узбекистаном соглашения на 2,7 млрд долларов инвестиций в добычу меди и серебра. 

Кроме того, США также ограничены в плане логистики. Им потребуется беспрепятственный доступ к Центральной Азии, а это возможно только через Южный Кавказ. Правда, соглашение TRIPP, подписанное между Арменией и Азербайджаном в августе, предусматривает создание коридора между Арменией и Азербайджаном под контролем США, и это может быть хорошим вариантом для связи с Центральной Азией. 

Но пройдет много лет, прежде чем коридор будет готов. Есть также вопросы относительно эффективности связи через Армению. В конце концов, нет выхода к морю, который облегчил бы экспорт из Центральной Азии, что снова оставляет США с более традиционным ответвлением Среднего коридора через Грузию. 

В конечном счете центральноазиатские государства осознают, что их внешнеполитические маневры ограничены. Слишком сильный уклон в сторону США отдалит Китай и вызовет гнев России. Активное взаимодействие с Вашингтоном хорошо, пока оно не усугубляет отношения с двумя крупными и чувствительными соседями. Более того, ошибочно полагать, что центральноазиатские страны надеются заменить своих крупных соседей США. 

Они стремятся добиться более выгодных условий от великих держав. Стоит отметить, что после поездки в США президент Казахстана 11–12 ноября посетил Москву и подписал договор о всеобъемлющем партнерстве со своим российским коллегой. Он назвал эту поездку самой важной в году. 

Автор: Эмиль Авдалиани — научный сотрудник Исследовательского центра «Туран» и профессор международных отношений в Европейском университете в Тбилиси, Грузия. Его исследования посвящены истории Шелкового пути и интересам великих держав на Ближнем Востоке и Кавказе. 

Источник: Washington’s Eurasian Moment

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Публикации автора

Топ-тема