Есть признаки того, что западные меры и внутренние репрессии против традиционного банковского сектора Кыргызстана начинают сказываться, препятствуя попыткам России обойти санкции. Тем не менее, бум операций с зарегистрированной в Кыргызстане рублевой криптовалютой на кыргызской бирже этой весной свидетельствует о том, что борцы с санкциями все еще очень активны в этой центральноазиатской стране.
В последние месяцы российские предприниматели жаловались на то, что их операции стали дороже или замедлились после того, как зимой этого года США и Великобритания ввели санкции против киргизского банка. Но, похоже, они нашли обходной путь.
«Даже если Кыргызстан закрывает свою границу от микроэлектроники, если он не закрывает свою финансовую границу от торговли — криптовалют, — которая способствует обходу санкций, то это явно проблема», — говорит Том Китинг, директор Центра финансов и безопасности при Королевском институте объединенных служб, лондонском аналитическом центре.
Кыргызстан, ставший бестией санкционистов после полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году, начал ужесточать свои финансовые правила после того, как в июне 2024 года США и Великобритания ввели санкции против крупных российских финансовых институтов. Позднее тем же летом Национальный банк Кыргызстана «потребовал» от частных банков прекратить сотрудничество с организациями, попавшими под санкции, чтобы избежать вторичных санкций, сообщило киргизское издание Tazabek.
К концу августа 13 из 16 киргизских банков приостановили операции с российскими банками, попавшими под санкции, выяснили журналисты информационного агентства 24KG. Национальный банк еще раз предупреждал сектор о соблюдении санкций в феврале и июле этого года, а этим летом оштрафовал четыре неназванных банка за нарушение законов об отмывании денег, хотя неясно, были ли эти штрафы связаны с поведением, нарушающим санкции.
Однако 15 января Министерство финансов уходящей администрации Байдена ввело санкции против кыргызского банка «Керемет», утверждая в своем заявлении, что банк способствовал трансграничным платежам для Промсвязьбанка, государственного российского учреждения, финансирующего оборонный сектор. Британские власти ввели санкции против банка «Керемет» в феврале.
Банк «Керемет» отверг обвинения, а официальные лица Кыргызстана заявили, что работают над снятием санкций с банка, сообщает кыргызское издание Kaktus. Тем не менее, последствия оказались серьезными. По данным кыргызского новостного сайта «Акчабар», банк «Керемет» потерял более 40 процентов своих вкладов после объявления санкций США.
Западные дипломаты не просили страны Центральной Азии полностью прекратить торговлю с Россией, но сосредоточились на прекращении поставок передовых технологий, имеющих решающее значение для российских военных действий, сказал Китинг в интервью Eurasianet. Это ограниченное послание в сочетании с угрозой введения дополнительных санкций, похоже, возымело действие, а недавнее сокращение числа визитов западных чиновников, ответственных за санкции, в регион свидетельствует о том, что они видят, что самые большие проблемы сейчас находятся в других местах, например, в Юго-Восточной Азии, сказал Китинг.
«[Бывшие советские республики], если хотите, поняли, что им нужно делать, чтобы жить спокойно», — добавил он.
В апреле правительство Кыргызстана объявило о требовании, чтобы все рублевые операции проходили через один банк — Capital Bank, который контролируется правительством.
Намеренно или нет, но новая система отталкивает россиян от Кыргызстана. Ссылаясь на российских торговых консультантов и юристов, российское издание РБК 21 июля сообщило, что Кыргызстан «теряет свой статус платежного центра для российского бизнеса», поскольку переводы через Capital Bank все чаще задерживаются, комиссии выросли вдвое, а некоторые платежи вообще не проходят.
Существует скептицизм в отношении того, насколько глубоко зашло правоприменение.
Как сообщил бывший кыргызский чиновник российскому оппозиционному СМИ Insider, цель Capital, скорее всего, заключается в монополизации российских платежей, а не в борьбе с уклонением от санкций. В этом докладе также отмечается, что председатель правления Capital Bank является бывшим членом правления банка «Керемет», который, в свою очередь, связан с Иланом Шором, молдавско-российским олигархом, предположительно причастным к попыткам уклонения от санкций.
В конце 2022 года Министерство финансов США включило Шора в санкционный список «за прямое или косвенное участие или попытку участия во вмешательстве в выборы в Соединенных Штатах или других иностранных правительствах для или от имени, или в интересах, прямо или косвенно, правительства Российской Федерации».
Администрация президента Кыргызстана отреагировала на опасения по поводу Capital Bank в середине апреля, заявив, что решение о проведении платежей через него позволит правительству обеспечить соблюдение санкций.
«Распространяемые заявления о связях с Иланом Шором и другими организациями, находящимися под санкциями, не соответствуют действительности и направлены на дискредитацию финансовой системы Кыргызской Республики», — говорится в заявлении администрации президента.
Капитал привлек внимание и Запада. По сообщениям местной прессы, в мае посол США в Кыргызстане Лесли Вигери и британские чиновники отдельно обсуждали банк с кыргызскими официальными лицами.
Однако на фоне признаков того, что традиционный банковский сектор становится менее гостеприимным к обходу санкций, россияне, возможно, просто отказываются от наличных в пользу криптовалют.
В марте этого года Секретная служба США закрыла находящуюся под санкциями российскую криптовалютную биржу Garantex и заморозила миллионы в криптовалютных кошельках на ней. Россияне использовали биржу для покупки криптовалют, привязанных к доллару, которые они могли использовать на международном рынке.
Однако, как и в случае с игрой Whack-a-Mole, на месте Garantex быстро появилась зарегистрированная в Кыргызстане криптовалютная биржа Grinex. Теперь россияне используют на этой и других биржах криптовалюту A7A5 с привязкой к рублю для доступа к международным рынкам, как впервые сообщила Financial Times.
По данным отчета криптовалютной аналитической компании Elliptic, через A7A5 сейчас переводится более 1 миллиарда долларов в день, большая часть — через Grinex, а общая сумма переводов к 28 июля составила 41,2 миллиарда долларов, что втрое больше ВВП Кыргызстана.
A7A5 была запущена компанией, связанной с Шором, тем самым молдавско-российским олигархом, который связан с банком Керемет и другими предполагаемыми схемами обхода санкций, говорится в докладе британской правозащитной организации Centre for Information Resilience.
«Вы можете взять свои рубли, обменять их на A7A5, никто не будет тщательно проверять, кто вы, откуда ваши средства, и вот вы уже на свободе, — говорит Китинг. — Роль Grinex во всем этом, как некой биржи по выбору, очевидно, прискорбна и, знаете ли, не очень хорошо выглядит для Кыргызстана».
Представитель A7A5 заявил Financial Times, что это не схема обхода санкций, а всего лишь ответ на спрос на криптовалюты, связанные с национальными валютами, и больше не связан с компанией Шора.
Власти Кыргызстана не стали комментировать информацию об A7A5 или Grinex, когда в середине июля к ним обратилась Кыргызская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода.
Источник: As sanctions hamper Kyrgyz banking sector, crypto trading booms
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников