Нур-Султан

06.06.2022

Казахстанские политологи о референдуме

5 июня в Казахстане прошел республиканский референдум по принятию поправок и дополнений в Конституцию. Граждане могли посетить участки для голосования с 7:00 до 20:00 часов. Всего по стране было задействовано 10 тыс. 12 участков для голосования.


По последним данным, как сообщил председатель Центральной комиссии референдума Нурлан Абдиров, число граждан, проголосовавших за поправки в Конституцию РК, составило 77,18% от принявших участие в голосовании во всех регионах страны.

Сайт check-point.kz попросил политологов Толганай Умбеталиеву, Талгата Калиева и Замира Каражанова прокомментировать событие.

Толганай Умбеталиева

- Референдум проходит у нас не в первый раз. Сегодняшний референдум сложного характера – предложен был ряд конституционных изменений, но обычно выносится один вопрос. Посещение большей части людей, которые пришли на участки и проголосовали, думаю был связан с тем, что были затронуты пункты изменений, связанные с Елбасы. Мне кажется, большая часть сделала на это акцент. Почему очень быстро все проходило? Думаю, чтобы убрать полномочия первого президента. Для того, чтобы не повторились январские события. Если за этим стоят родственники Елбасы как было сказано, то важно убрать все возможности, которые бы не допускали повтор трагических событий.

Что касается изменений. Самое главное то, что граждане могут выдвигать свои кандидатуры в депутаты. У нас есть мажоритарная избирательная система голосования - это большой плюс, но большой минус - избирательная система пока остается непрозрачной. Нужна прозрачность подсчета голосов, культура подсчетов голосов перед наблюдателями.

Конечно же сложно сказать, что мажоритарная избирательная система голосования позволит людям пройти в Парламент, так как избирательная кампания стоит очень больших денег, и очень сомневаюсь что простой человек сможет потянуть это финансово. Поэтому может открыться канал для богатых людей, и они могут начать участвовать во власти. Такая лазейка существует. Ее можно решить, если в перспективе эти вопросы обговорят, и тогда любой человек сможет выдвинуть свою кандидатуру.

Сказать, что сегодня референдум прошел, а завтра начинаем жить при президентской форме правления, пока не можем. Это лишь первый шаг. Пока суперпрезидентская форма правления продолжает функционировать, у президента остается ряд полномочий, которые позволяют ему влиять на все ветви власти. То есть президентская форма правления на самом деле говорит о том, что президент имеет право влиять только на исполнительную ветвь власти, на судебные органы, а на парламент президент не имеет право влиять. Перехода пока нет, но первый шаг к этому сделан.

Талгат Калиев

- В первую очередь я следил за публикациями о возможных нарушениях в административном ресурсе. Таких признаков не было. Никаких заявлений от наблюдателей, посетителей участков во время референдума не было. Все прошло спокойно.

Надо понимать, что изменения сами по себе не наступят. Это процесс с двусторонним движением. Надо повышать уровень политической эффективности населения. Для этого должны создаваться политические партии, гражданам надо активно объединяться, должна возникнуть политическая конкуренция, в которой будут рождаться концепции наиболее интересные для развития будущего. После этих поправок должна возникнуть в стране новая политическая культура, политические традиции, но главным автором должен быть народ. В Конституции прописано – единственным источником власти является народ. Он им и должен стать этим источником, то есть научиться правильно доносить депутатам свои требования и пожелания. А для этого нужна хорошая политическая активность.

Замир Каражанов

- Мы видим, что никакой критики в отношение проведения референдума нет. Все прошло спокойно. На мой взгляд в какой-то степени это говорит о настроении в обществе, люди достаточно спокойно относятся к переменам. Но, на это есть свои причины. В Конституцию у нас мало людей верит. Хотя это основной закон, закон законов. Именно по ней пишутся остальные законы. Вы знаете, правовое сознание людей порой удивляет. Люди игнорируют такие вещи как Конституция. Например, представьте, если в Казахстане переписать Коран. И чем это закончится? Для людей это святая книга. Тогда почему к Конституции у нас нет такого отношения. Думаю, что серьезный инцидент, потому что правовой нигилизм в конце концов приводит к тому, что этим нигилизмом занимаются другие, например, когда представители госорганов ущемляют права граждан.

После проведения референдума у каждого свои ожидания. Например, у президента Токаева ожидания связаны с перезапуском политической системы и укреплением политических институтов.

Думаю, самое главное, поправки, которые внесут в Конституцию, должны действительно решать проблемы, накопившиеся в обществе.

В первую очередь, однозначно нам нужен профессиональный парламент. Не лояльный, не карманный, а именно профессиональный. Нам нужна действующая эффективная партийная система, которая позволит доносит интересы населения до парламента, где будут приниматься законы, которые принесут пользу и положительный результат.

Хочу отметить, если граждане не будут принимать активное участие в таких переменах, тогда мы ничего не сможем поменять. Должны активно работать институты общества – это НПО, партийные организации, СМИ. Например, могут проходить слушания в Мажилисе с участием НПО. Если таких лифтов не будет создано, то мы получим такой же Казахстан, какой у нас был на протяжении 30 лет, где население не могло достучаться до властей.

Фото из открытых источников


Редакция