Экономика

Оставила ли Россия Китай на обочине коридора Север – Юг?

25.12.2024

Казахстан, Россия и Туркменистан объединяют усилия для создания единого оператора по развитию международного транспортного коридора Север – Юг, что является важным шагом в развитии региональных связей и торговли. Эта амбициозная инициатива, о которой объявил министр транспорта Казахстана Марат Карабаев, направлена на оптимизацию логистики и повышение экономического потенциала стран-участниц.

«Совместно с Россией и Туркменистаном Казахстан создаст единого оператора и введет скидки на тарифы до 50%, чтобы увеличить объемы перевозок с нынешних 10 миллионов тонн до 20 миллионов тонн в год», — сказал Карабаев на заседании в мажилисе. Он добавил, что большинство грузов, перевозимых по этому маршруту, поступают из России и направляются в страны Персидского залива.

Для дальнейшего укрепления потенциала коридора была утверждена дорожная карта синхронного развития с участием России, Туркменистана и Ирана. План предусматривает увеличение пропускной способности коридора с 23 до 33 поездов в сутки, что представляет собой значительное увеличение в 1,5 раза.

Подчеркивая важность инфраструктуры, Карабаев отметил, что развитие международных транспортных маршрутов Север – Юг и Транскаспийского зависит от функциональности морских портов Актау и Курык. Контейнерные перевозки будут одним из ключевых приоритетов, и в течение трех лет планируется увеличить мощность порта Актау по перевалке контейнеров со 140 тыс. до 550 тыс. контейнеров.

В сотрудничестве с китайской компанией Lianyungang Port уже ведется строительство контейнерного хаба. Одновременно ведутся переговоры о создании дополнительного терминала мощностью 300 тыс. контейнеров с участием таких компаний, как немецкая Renus, американская Wondernet и французская CMA CGM. Тем временем в порту Курык строится многофункциональный терминал «Саржа», который еще больше расширит логистические возможности региона.

Российский политолог и журналист Дмитрий Родионов в интервью News.Az подчеркнул трансформационный потенциал этого проекта, особенно в том, что касается восточной ветки международного транспортного коридора Север – Юг. По словам Родионова, несмотря на то что проект имеет огромные перспективы, проблемы остаются, и его потенциал еще предстоит реализовать в полной мере.

Родионов пояснил, что коридор Север – Юг включает три основные ветви, каждая из которых имеет уникальные возможности и проблемы. Западная ветка проходит через Россию, Азербайджан и Иран, но недостатки инфраструктуры в Иране препятствуют бесперебойному соединению. Транскаспийский маршрут, хотя и является жизненно важным, сталкивается с логистическими препятствиями, такими как ограниченная пропускная способность портов и проблемы координации. Восточная ветка, проходящая через Казахстан и Туркменистан, также сталкивается с проблемами, связанными с устаревшей инфраструктурой, которая не была существенно модернизирована с советских времен.

Несмотря на эти препятствия, Родионов подчеркнул, что коридор Север – Юг предлагает более быструю и экономически эффективную альтернативу традиционным морским маршрутам, таким как Суэцкий канал. Он отметил: «Этот коридор не только сокращает время транзита, но и экономит затраты, что делает его весьма привлекательным для ключевых мировых игроков, таких как Индия и Китай».

Уязвимость Суэцкого канала стала очевидной во время инцидента, когда огромный контейнеровоз заблокировал канал, вызвав массовые сбои в работе. По словам Родионова, подобные события подчеркивают необходимость создания альтернативных логистических сетей, менее подверженных геополитическим сбоям.

«Этот проект — не просто торговля, это геополитическая независимость, — отметил Родионов. — Развивая коридор Север – Юг, такие страны, как Россия и Индия, сигнализируют о своем намерении уменьшить зависимость от логистики, контролируемой Западом, и установить более прочные связи в рамках БРИКС».

Родионов также отметил, что полная реализация восточной ветки может стать катализатором торговли между Индией и Россией и одновременно стимулировать экономику всех стран-участниц. В заключение он сказал: «Если эта инициатива выйдет за рамки деклараций и перейдет в плоскость реальных действий, она станет монументальным скачком вперед в развитии региональных связей и экономического сотрудничества».

Своими соображениями с News.az поделился политолог, руководитель Информационно-аналитического центра «Институт евразийской политики» в Кокшетау (Казахстан) Максим Крамаренко. Он назвал эту инициативу естественной реакцией на меняющиеся геополитические реалии. По словам Крамаренко, конфронтация Запада с Россией и попытки экономической изоляции страны ускорили поиск альтернативных торговых путей.

Крамаренко отметил, что в отличие от некоторых других проектов, направленных на обход России, коридор Север – Юг обеспечивает ощутимые экономические выгоды для всех его участников. Эта инициатива приносит столь необходимые инвестиции в транспортную и портовую инфраструктуру, создает рабочие места и способствует увеличению товарооборота между странами-участницами, пояснил он.

Для России развитие этого коридора несет в себе и политические преимущества. Укрепление экономических связей со странами региона помогает противостоять усилиям Запада по блокированию российских торговых путей. Кроме того, коридор соответствует более широкой стратегии России, направленной на углубление экономической и политической интеграции со странами Южной и Юго-Восточной Азии, такими как Индия, Пакистан и Бангладеш.

«Коридор меняет правила игры для региональных экономик, — подчеркнул Крамаренко. — Он не только стимулирует торговлю, но и посылает западным державам мощный сигнал о независимости и устойчивости. Продвигая этот маршрут, Россия и ее партнеры демонстрируют, что они больше не хотят зависеть от традиционных каналов, контролируемых Западом».

И Родионов, и Крамаренко согласны с тем, что коридор Север – Юг — это не просто экономическая инициатива, это геополитическое заявление. По мере того, как Россия и Индия укрепляют связи в рамках БРИКС, коридор предлагает план альтернативных торговых маршрутов, в которых приоритет отдается эффективности, рентабельности и независимости от западного контроля.

Инициатива также отражает растущее значение Евразии как центра глобальной торговли. Благодаря своему стратегическому расположению и богатым ресурсам регион готов стать важнейшим игроком в формировании будущего международной логистики. Коридор Север – Юг служит ключевым компонентом этой трансформации, обеспечивая экономический рост и укрепление региональной интеграции.

По мере продвижения строительства и установления новых партнерских отношений потенциал проекта по изменению динамики мировой торговли становится все более очевидным. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, коллективное стремление стран-участниц преодолеть эти препятствия подчеркивает стратегическую важность этого коридора в меняющемся геополитическом ландшафте.

P.S. Восточное ответвление коридора Север – Юг, разрабатываемое Россией, Казахстаном и Туркменистаном, косвенно учитывает интересы Китая. Участие китайской компании Lianyungang Port в строительстве контейнерного хаба в Актау, а также потенциал китайского экспорта по этому маршруту подчеркивают его важность для Китая. Однако проект не имеет прямой направленности на стратегические приоритеты Китая, такие как соответствие инициативе «Пояс и путь», что может свидетельствовать о том, что амбиции России в этом коридоре оставили КНР несколько в стороне. Хотя маршрут способствует достижению целей Китая по диверсификации логистических путей и укреплению торговых связей с Южной Азией и Персидским заливом, похоже, что Россия вместе со своими региональными партнерами придерживается более независимого подхода, потенциально ограничивая влияние Китая на этот проект.

Автор: Керим Султанов

Источник: Has Russia left China on the sidelines in the North-South corridor?

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Публикации автора

Топ-тема