О причинах неэффективности сельского хозяйства в стране, невзирая на государственную поддержку, на пленарном заседании мажилиса рассказал глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов. Он выступил с докладом по итогам аудита эффективности использования государственных средств, выделенных на субсидирование сельского хозяйства, сообщает корреспондент Check-point.kz.
«Главой государства поставлена задача вывести сельское хозяйство на уровень высокоэффективной отрасли. Также отмечено, что важно обеспечить продовольственную безопасность и повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Особое внимание обращено на внедрение инноваций и модернизацию агропромышленного комплекса. И в этом достаточно важная роль отведена эффективности государственного регулирования в аграрном секторе. При высокой экономической значимости сельское хозяйство, к сожалению, демонстрирует низкий вклад в ВВП — в среднем около 5%», — сказал Алихан Смаилов.
Основными причинами он назвал низкую производительность, медленные темпы роста площадей орошаемых земель, неэффективное водопользование, слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, недостаточную материально-техническая оснащенность.
«В соответствии с поручением мажилиса мы провели аудит. Остановлюсь на основных итогах. За пять лет из бюджета на субсидирование выделено около 2 трлн тенге. Однако ряд системных проблем обусловил их ограниченный эффект. Первое — недостатки стратегического планирования и отсутствие преемственности в развитии отрасли», — отметил глава ВАП.
По его словам, за последние 10 лет МСХ принималось несколько программных документов. И большинство из них не было доведено до логического завершения.
«Все они ставились на утрату досрочно, на середине пути их реализации. Постоянно менялись приоритеты. Это препятствовало построению эффективной системы государственной поддержки отрасли. А искаженные статистические данные оказали негативное влияние на выстраивание четких ориентиров. Как результат, отдельные целевые индикаторы были признаны чрезмерно амбициозными и в конце скорректированы в сторону снижения. Но даже это не позволило обеспечить успешную реализацию более 40% целевых индикаторов Концепции развития АПК», — заявил Алихан Смаилов.
Глава ВАП отметил, что система субсидирования также далека от совершенства.
«Виды и направления субсидий постоянно меняются. Механизмы их предоставления также менялись в процессе реализации. Более 70 изменений только за пять лет. Правила в отдельных случаях принимались с задержкой. Прошло более пяти лет, а правил по субсидированию увеличения доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до сих пор нет. Это следствие непроработанности подходов к субсидированию на момент выдвижения данных инициатив. В таких условиях сельхозтоваропроизводителям требуется немало усилий для адаптации к новшествам. Это справедливо порождает недоверие к мерам господдержки. В то же время объемы субсидирования наращиваются. Однако вопросы их эффективного использования остались», — сказал он.
Алихан Смаилов также заявил, что нет четких приоритетов субсидирования.
«Это способствует распылению средств на большое количество направлений субсидирования. По 17 направлениям предоставляются 67 видов субсидий, однако их эффективность остается незначительной. К тому же не определены конкретные целевые индикаторы. По оценкам экспертов, из-за распыленности по некоторым направлениям поддержки потребности субсидирования в целом недофинансированы в два раза. Отмечено долгое — до двух лет — ожидание исполнения по большинству заявок на выплату субсидий. Отсутствует оценка получателей. Все это привело к выплате 5 млрд тенге субсидий более 2,5 тыс. субъектов, которые прекратили свою деятельность до или после получения субсидий. Почти 3 тыс. получателей субсидий на 5,4 млрд тенге и вовсе не являлись субъектами АПК. При таких условиях говорить об эффективности субсидирования не приходится», — подчеркнул глава ВАП.
Второй проблемой он назвал отсутствие встречных обязательств.
«Большинством получателей субсидий такие меры поддержки расценивались как обязанность государства по компенсации затрат аграриев, без ориентира на конечный результат. Выплата субсидий приобрела «социальный» характер. Глава государства еще в своем Послании 2022 года четко обозначил: «Бюджетные средства должны давать эффективную отдачу. Государство больше не будет разбрасывать деньги направо и налево. Необходимо усилить контроль за выделением и освоением субсидий». Необходимость встречных обязательств была заложена в Концепции развития АПК с их внедрением с 2022 года. По факту они предусмотрены только по четырем направлениям субсидий из 17», — уточнил Смаилов.
Глава ВАП считает, что встречные обязательства должны быть четкими, легко контролируемыми индикативами и показывать результативность субсидий.
«В первую очередь, они должны приводить к повышению производительности, обеспечению продовольственной безопасности. Но текущие подходы к определению встречных обязательств этого не обеспечивают. Не выстроен алгоритм верификации их исполнения. Формы отчетности, подтверждающие факт исполнения обязательств, отсутствуют по 15 направлениям субсидий», — отметил спикер.
Он также обратил внимание на «формализм» в оценке эффектов от субсидий.
«К определению экономического эффекта от бюджетных субсидий на этапе планирования МСХ приступило только в 2022 году. Но далеко не по всем направлениям. При этом показатель экономического эффекта от бюджетных субсидий в животноводстве и растениеводстве ограничен простым приростом объема производства. Это не отражает качественного развития сельского хозяйства», — уверен Смаилов.
Кроме того, глава ВАП высказался об информационной системе Gosagro.kz.
«Работа по полной реализации системы остается незавершенной. Система функционирует в режиме опытной эксплуатации два года и не прошла проверку на информационную безопасность. Она не обеспечивает полноценный контроль за обоснованным выделением субсидий», — перечислил существующие проблемы он.
Смаилов заявил, что значительную часть выявленных аудитом нарушений можно было бы предотвратить.
«Для этого нужно включить соответствующий форматно-логический контроль и расширить интеграции с другими государственными базами данных. Однако мы вынуждены констатировать выплаты субсидий субъектам, не соответствующим условиям субсидирования, а также факты двойного и завышенного субсидирования», — подытожил глава ВАП.
Фото из открытых источников