Аналитика

Казахстан и талибы Афганистана: обзор отношений

The Times of Central Asia

26.11.2024

Дипломатические отношения между Казахстаном и Афганистаном начались более 30 лет назад, 12 февраля 1992 года. Однако в апреле того же года республиканский режим в Кабуле пал, и страна погрузилась в пучину гражданской войны, превратившись в Исламское государство Афганистан. Такого хаоса еще не было. Первый эмират талибов был создан, а затем свергнут коалицией во главе с США, после чего была провозглашена Исламская Республика Афганистан.

Политика

Первое дипломатическое представительство Казахстана в Кабуле было открыто в сентябре 2002 года, менее чем через год после начала американской операции «Несокрушимая свобода». В 2003 году оно было преобразовано в посольство. С этого момента отношения между странами приобрели рабочий характер.

Новой точкой отсчета казахстанско-афганских отношений стало 15 августа 2021 года, когда талибы захватили власть в Кабуле. Внешняя политика Казахстана подверглась испытанию, но Астана продемонстрировала дальновидность и прагматизм.

Посольство Казахстана, в отличие от большинства других стран, не было эвакуировано, дипломаты продолжали работать в новых условиях и начали устанавливать первые контакты с властями Талибана.

С самого начала Казахстан занял четкую и понятную позицию и начал продвигать ее на разных уровнях.

Через месяц после захвата Кабула талибами президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на ситуацию в Афганистане на заседании ШОС в Душанбе (17 сентября). По его словам, «Казахстан видит будущий Афганистан по-настоящему независимым и единым государством, живущим в мире с собой и своими соседями. В этот ответственный исторический момент многонациональный народ Афганистана не должен остаться один перед лицом беспрецедентных трудностей».

Спустя несколько дней, 22 сентября, во время Генеральной Ассамблеи ООН президент Казахстана подробно изложил позицию своей страны и одним из первых политиков указал на существующую проблему «инклюзивности». Токаев подтвердил, что Казахстан поддерживает призыв Совета Безопасности ООН к формированию путем переговоров нового правительства, которое было бы инклюзивным и представительным. По его словам, необходимо создать систему, основанную на консенсусе, в которой в одной стране могли бы сосуществовать группы с различными ценностями, этническими, религиозными и гендерными особенностями.

Для лучшего понимания и ретроспективной оценки действий Астаны на «афганском треке» стоит привести другие тезисы, озвученные президентом в Нью-Йорке в то время, когда большая часть мира еще сомневалась в успехе кампании по борьбе с талибами.

«Афганистан должен продолжать выполнять свои международные обязательства и следить за тем, чтобы его территория не стала плацдармом для террористов, наркоторговцев и торговцев людьми. Независимо от наших политических или личных убеждений, мы не должны бросать народ Афганистана на произвол судьбы. Острая гуманитарная ситуация должна быть нашим главным приоритетом. ООН и другие гуманитарные организации должны иметь немедленный, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ.

Казахстан обеспечил временное перемещение Миссии ООН по содействию Афганистану и других представительств ООН в Афганистане. Мы готовы предоставить логистическую платформу для доставки гуманитарной помощи в Афганистан и внести свой собственный вклад.

Инициатива Казахстана по созданию регионального хаба ООН в Алматы может способствовать выполнению этой важнейшей миссии. Мы готовы тесно сотрудничать с ООН, нашими соседями и другими организациями.

Будущая стабильность Афганистана зависит от его экономического развития. Афганистан — это не угроза, а возможность. Если страна будет единой и стабильной, она сможет внести свой вклад в развитие Центральной Азии».

Эта позиция не была случайной — Казахстан продолжает демонстрировать свою приверженность ей, что подтверждается другими заявлениями Астаны и практическими мерами, предпринимаемыми в отношении Афганистана.

В целом политику Казахстана в отношении Афганистана можно охарактеризовать как взвешенную, прагматичную и основанную на современных реалиях. В основе казахстанского «рецепта» лежит базовый принцип невмешательства во внутренние дела, а также приверженность развитию хороших отношений с Афганистаном, независимо от существующего там политического режима.

Другими «ингредиентами» являются:

Региональная парадигма, в которой Казахстан учитывает интересы других стран региона, прежде всего Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана — непосредственных соседей Афганистана. Она также включает в себя стремление Астаны вовлечь Кабул в региональный диалог по широкому кругу вопросов и придать проблемам Афганистана внутрирегиональное измерение.

Приверженность решению вопросов безопасности дипломатическими и экономическими средствами цивилизованным путем в соответствии с международным правом и положениями ООН.

Этот «рецепт» не предусматривает выстраивания Астаной прямых политических отношений с Исламским Эмиратом Афганистан (ИЭА) и реализации ее амбиций «средней державы»: Казахстан действует в контексте международных усилий по Афганистану, занимает нейтральную позицию, но рассматривает эту страну как ключевой элемент безопасности и стабильности Центральной Азии.

Мнения других центральноазиатских республик схожи, и это принесло свои плоды. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что Центральная Азия больше не поддерживает дискурс «террористической угрозы с юга», который использовался для описания Афганистана на протяжении последних десятилетий.

Казахстан показывает, что решение вопросов безопасности дипломатическими и экономическими средствами цивилизованным путем в формате международного права и положений ООН, является бескомпромиссным вариантом. В то же время Астана наращивает собственный политический потенциал в регионе и мире, и ее позиция в современном Афганистане выгодно отличается от позиций других игроков на афганском треке.

Казахстан первым в регионе исключил талибов из списка запрещенных организаций и аккредитовал дипломатов ИЭА, положив начало общему для Центральной Азии тренду на сближение с Афганистаном. Кроме того, страна разрешила Генеральному консульству Афганистана в Алматы начать полноценную работу в 2024 году и аккредитовала афганского торгового атташе.

Наряду с этим Астана вернула своего посла из Кабула и направила туда временного поверенного в делах Газиза Акбасова, профессионального дипломата, ранее работавшего в Афганистане и Иране. В данном случае понижение дипломатического ранга не следует рассматривать как спад в отношениях. Прежний посол был аккредитован при республиканском режиме, а новый глава казахстанского посольства символизирует очередную талибскую страницу в отношениях двух стран. В этом также прослеживается прагматизм Астаны - она не делает явных реверансов в сторону Эмиратов на фоне международных баталий вокруг признания Талибана, а последовательно следует своей стратегии, тем более что у нее еще достаточно «политических сбережений».

В настоящее время только две страны имеют послов, аккредитованных при Талибане: Китай отправил посла в сентябре 2023 года, а Ташкент сделал этот важный шаг в конце октября 2024 года. Было бы не по-соседски, если бы Казахстан опередил Узбекистан, чьи безопасность и экономические интересы напрямую связаны с ситуацией в Афганистане.

Таким образом, на фоне очевидной пробуксовки инициатив ООН и отсутствия скоординированной международной политики по Афганистану Казахстан выбрал путь практического взаимодействия с Кабулом. Он нацелен на поступательное развитие торгово-экономических отношений с Афганистаном, а также его вовлечение во внутрирегиональные связи в будущем вне зависимости от политического режима.

Экономика

Между тем экономический потенциал Афганистана и его инвестиционная привлекательность напрямую зависят от политического давления, оказываемого на Кабул, особенно со стороны Запада. Это серьезное препятствие, прежде всего, для соседства с Афганистаном. Пока он не является экономическим субъектом, с которым можно работать в глобальных экономических стандартах и форматах.

Но начало положено, и примечательно, что все страны региона, несмотря на наличие определенных противоречий, взяли курс на развитие торгового партнерства с Афганистаном. Для этого им не нужно было принимать никаких совместных решений, все произошло само собой.

Казахстан, не имеющий общей границы с Афганистаном, занял важное место в этих отношениях и входит в десятку основных торговых партнеров Афганистана.

Количественные показатели торговли не так велики, но не стоит забывать, что Афганистан - одна из самых депрессивных экономик мира, и показатели товарооборота априори не могут быть высокими.

Взаимная торговля между странами в прошлом году составила 636,5 млн долларов, продемонстрировав падение на 35,5% по сравнению с 2022 годом. Прежде всего, на 37,1% снизился экспорт казахстанской продукции. Согласно последним статистическим данным, товарооборот между Казахстаном и Афганистаном за январь-август 2024 года составил 330,7 млн долларов, что на 22,1% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (424,5 млн долларов).

При этом показатели афганского экспорта в Казахстан практически не снизились: импорт в Казахстан из Афганистана в январе-августе 2024 года сократился на 1,2% и составил 14,1 млн долларов. Основными товарами импорта являются минеральная и газированная вода, овощные и фруктовые соки, природный стеатит, тальк, виноград, товары народного потребления из алюминия, драгоценные и полудрагоценные камни.

Значительным событием стал казахстанско-афганский бизнес-форум, состоявшийся в октябре этого года в Алматы. Несмотря на прогнозы об ограниченности торгово-экономических отношений сторон, этот форум показал стремление двух стран использовать все имеющиеся возможности для демонстрации обратного. Остановимся на нескольких интересных моментах, характеризующих состояние и перспективы двусторонних торговых отношений.

Развивается сотрудничество в области финансов. Ожидается, что в ближайшее время афганский Ghazanfar Bank откроет свои корреспондентские счета в казахстанском Zaman Bank, что откроет новые возможности для бизнеса. Кроме того, стороны не исключают возможности использования национальных валют во взаимных расчетах. Уже был осуществлен пробный перевод 10 000 долларов из Афганистана. В то же время Zaman Bank начал изучать возможности открытия своих счетов в афганских банках.

Кроме того, афганская сторона попросила оказать техническую помощь в создании финансовых рынков. Пока неясно, какие формы примет это сотрудничество, но Казахстан действительно накопил богатый опыт в этой сфере. Об этом свидетельствует активный интерес, проявляемый иностранными партнерами. Южнокорейский финансовый холдинг BNK Financial Group намерен открыть свой банк в Казахстане. Катарский инвестор выкупил банк «Береке». Коммерческий банк Абу-Даби расширяет свое присутствие на казахстанском рынке.

Еще одна сфера, где сторонам удалось достичь не только взаимопонимания, но и конкретных договоренностей, — транспортно-логистический сектор. Как для Казахстана, так и для Афганистана, учитывая их географическое положение, участие в различных транспортных коридорах является стратегической задачей.

В связи с этим на переговорах обсуждалась возможность создания четырехстороннего хаба «Афганистан – Иран – Казахстан – Туркменистан». Практическое начало было положено ранее на аналогичном форуме в Кабуле в апреле 2024 года, где к переговорам присоединился Туркменистан. Тогда, собственно, и было объявлено о новом транзитном маршруте в Афганистан через Центральную Азию: Китай – Казахстан – Туркменистан – Афганистан. Согласно официальной информации, три страны договорились совместно развивать транзитную и транспортную инфраструктуру в Афганистане. Для этого будут созданы благоприятные и конкурентоспособные тарифные условия, которые позволят ускорить прохождение контейнерных поездов из Китая через Казахстан и Туркменистан в Афганистан и далее в Пакистан, Индию и страны Ближнего Востока.

Расчеты показывают, что срок доставки грузов по ускоренному маршруту из китайского Сианя до железнодорожных станций на туркмено-афганской границе сократится до 10–12 дней. Казахстан и Туркменистан подписали меморандум, предусматривающий участие казахстанской стороны в строительстве новой железной дороги в Афганистане по маршруту «Тургунди – Герат» протяженностью 115 километров.

Результаты форума в Алматы также продемонстрировали заинтересованность афганцев в сотрудничестве со странами Центральной Азии по другим транспортным коридорам, в частности, по направлению Китай – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан. Накануне форума афганская делегация и бизнесмены посетили сухой порт «Хоргос» на казахстанско-китайской границе, который может стать логистическим хабом для афганских товаров.

На форуме стороны также осознали необходимость подписания межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках.

Значительную роль в двусторонних отношениях играет гуманитарная помощь, оказываемая Казахстаном.

С 2021 года в соответствии с решением правительства министерство здравоохранения Казахстана предоставило Афганистану гуманитарную помощь на сумму около 3,5 млн долларов. В основном это антибиотики и противовирусные препараты. Тридцать граждан Афганистана обучаются в казахстанских медицинских вузах на грантовой основе, еще 30 — на контрактной.

С момента прихода к власти талибов в Афганистан прибыло более 150 вагонов с гуманитарной помощью, состоящей в основном из продуктов питания, одежды и медикаментов.

В самом Афганистане политика Казахстана воспринимается положительно, и оценки сводятся к следующему:

Казахстан является важным региональным партнером с достаточным политическим весом в международном сообществе;

Казахстан имеет успешный экономический опыт и потенциал для реализации значимых инфраструктурных проектов на территории Афганистана, особенно в сфере сельского хозяйства, энергетики и недропользования.

Разумеется, при минимальных отношениях с Западом талибы крайне заинтересованы в привлечении деловых партнеров и внешних инвестиций, развитии торговых отношений и создании инфраструктуры. Тем самым талибы стабилизируют свой режим и создают условия для медленного экономического роста.

Однако Казахстан, похоже, не спешит выстраивать особый формат двусторонних отношений с Афганистаном. В настоящее время они основаны на тесном торгово-экономическом сотрудничестве, которое еще может быть расширено.

Перспективы выхода Казахстана на стратегический уровень, а это, прежде всего, прямые долгосрочные инвестиции в афганскую экономику, связаны с вопросами международного признания. Текущий статус-кво, безусловно, недостаточен. Кроме того, немаловажны вопросы внутренней безопасности - талибы пока не могут гарантировать ее в необходимой степени.

Но все идет своим чередом — сейчас важно, чтобы Казахстан и другие страны региона создавали условия для построения адекватной финансово-экономической системы в Афганистане и ее интеграции во внутрирегиональные связи в долгосрочной перспективе.

Автор: Айдар Борангазиев

Источник: Kazakhstan and Taliban Afghanistan: An Overview of Relations

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


The Times of Central Asia

Публикации автора

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 18.12.2024

Полицейского осудили спустя семь лет в Казахстане

НОВОСТИ | 18.12.2024

Казахстан может организовать экспорт зерна в Африку

НОВОСТИ | 18.12.2024

Линию метро от центра города до аэропорта проложат в Алматы

НОВОСТИ | 18.12.2024

Бомба замедленного действия — мажилисмен о биометрии

НОВОСТИ | 18.12.2024

Гвинея-Бисау хочет обучать своих студентов в Казахстане

НОВОСТИ | 18.12.2024

Запретить продажу и распитие алкоголя могут в Туркестане