Агентством по защите и развитию конкуренции приняты меры антимонопольного реагирования в отношении таких компаний, как «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и других, за навязывание дополнительного оборудования, аксессуаров и иных услуг, сообщает корреспондент Check-point.kz.
«В результате вмешательства АЗРК были приняты антимонопольные меры против автодилеров, замеченных в навязывании потребителям дополнительного оборудования и услуг. Эти меры помогли сократить практику принудительных продаж, которые увеличивали общую стоимость автомобилей и ограничивали выбор потребителей», — отметили в пресс-службе агентства.
Там напомнили, что в 2022 году с запуском новой программы льготного автокредитования и на фоне дефицита новых автомобилей многие казахстанцы столкнулись навязыванием автодилерами дополнительного оборудования и аксессуаров: сигнализация, коврики, дефлекторы, защита картера и другие элементы.
«В частности, автосалоны требовали от покупателей приобретения этих опций, зачастую предлагая «ускоренную» (срок поставки сокращался с шести до трех месяцев) поставку автомобиля в случае согласия на покупку дополнительного оборудования на сумму до 2 млн тенге. Данная практика в большинстве случаев приводила к существенному увеличению окончательной стоимости автомобиля», — подчеркнули в агентстве.
Например, одним из официальных дилеров Toyota в Алматы реализовано более 82% автомобилей с установкой допоборудования, стоимость которого достигала 3 млн тенге. Наценка на определенные категории превышала 200%.
«Кроме того, при покупке автомобиля в кредит некоторые дилеры обязывали клиентов страховать жизнь и здоровье, что противоречит нормам Гражданского кодекса (статья 806 ГК РК — обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами РК, ни договором). Также распространены случаи навязывания сервисного обслуживания у официального дилера, с запретом на замену моторного масла и иных расходных материалов в сторонних сервисных центрах», — перечислили в АЗРК.
В агентстве отметили, что снятие с гарантийного обслуживания при осуществлении регламентных работ в сторонних автосервисах, без подтверждения возникновения неисправностей автомобиля вследствие данных работ, является недобросовестной предпринимательской практикой.
«В целом, вышеуказанные действия дилеров, препятствуют конкуренции и отрицательно влияют на рынок, поскольку покупатели лишены возможности приобретать такое же дополнительное оборудование или обслуживаться у сторонних поставщиков, включая детейлинг-центры, специализированные магазины или сервисные центры, тем самым снижая их объемы продаж. Сравнительный анализ показывает, что цены у сторонних поставщиков таких товаров и услуг в среднем ниже на 20–30%», — подытожили в агентстве.
Фото из открытых источников