Выявлены системные коррупционные риски в сфере автодорог. Об этом говорилось на межведомственном совещании по вопросам устранения коррупционных рисков в дорожной сфере под руководством председателя Агентства РК по противодействию коррупции Аскара Жумагали, сообщает корреспондент Check-point.kz.
По данным пресс-службы Антикора, в мероприятии также участвовали министр транспорта РК Марат Карабаев, представители Высшей аудиторской палаты, агентств по стратегическому планированию, защите и развитию конкуренции, министерств финансов, промышленности и цифровизации, НПП «Атамекен», а также местных исполнительных органов.
На совещании обсуждены результаты внешнего анализа коррупционных рисков, проведенного Агентством совместно с министерством транспорта по поручению главы государства.
По данным, приведенным на совещании, за последние пять лет в дорожную отрасль страны было вложено более 6 трлн тенге, но состояние дорожной сети вызывает нарекания со стороны населения.
«За 2023–2024 годы в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб граждан на низкое качество автомобильных дорог. Общественность это связывает с коррупцией. Только с начала текущего года Агентством зарегистрировано 24 уголовных дела в этой отрасли», — отметили на совещании.
Внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием.
«Уже на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы. При проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов. Контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, с одного источника или в условиях картельного сговора. Никем не контролируется привлечение субподрядных организаций. Показала свою недостаточность и многоступенчатая система контроля», — уточнили в Антикоре.
Подчеркивается, что заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально.
Кроме того, не в полной мере задействован потенциал Казахстанского дорожного научно-исследовательского института для развития отрасли. Вместо проведения прикладных научных исследований и внедрения инноваций институт занимается разработкой нормативной документации.
«Отсутствие контроля за внедрением новых технологий, недостаток квалифицированных кадров и сложная нормативно-правовая база также влияют на качество автодорог. Усугубляет проблему недостаточная цифровизация. За последние 10 лет на развитие информсистем потрачено 16 млрд бюджетных средств. Однако до сих пор не разработана Цифровая карта дорог», — также отметили в Антикоре.
Агентством по итогам анализа подготовлено свыше 90 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в этой сфере. Предложены меры по пересмотру функционала экспертизы проектов и института технического надзора, переориентированию КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническому сопровождению крупных дорожных проектов, усилению полномочий Национального центра качества дорожных активов, а также созданию цифровой карты дорог.
Ряд рекомендаций уже апробируется: например, в Атырауской области планируют отслеживать выделенные денежные средства через проект «Цифровой тенге» при среднем ремонте одной из автодорог.
«Работа по устранению коррупционных рисков в дорожной сфере и исполнению рекомендаций продолжается», — подытожили в Антикоре.
Фото из открытых источников