Созданная в 2001 году, ШОС изначально включала в себя Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан в качестве стран-членов. За прошедшие годы сфера ее влияния значительно расширилась: в нее вошли Индия, Иран, Пакистан как государства-члены, Афганистан, Беларусь и Монголия как государства-наблюдатели, а также Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Шри-Ланка и Турция как «партнеры по диалогу». Недавнее включение Саудовской Аравии, а также Катара и Египта, подписавших меморандум в Самарканде (Узбекистан), знаменует собой заметное расширение сферы охвата. В совокупности эти страны представляют значительную часть азиатского континента, на них приходится 30 % мирового ВВП и 40 % населения планеты. Такой широкий охват подчеркивает потенциал ШОС как грозной многосторонней организации.
Заявленные цели ШОС заключаются в укреплении отношений между членами, развитии сотрудничества, обеспечении мира и безопасности и отстаивании «нового, демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка». Эти цели могут указывать на намерение перестроить международные отношения и, возможно, бросить вызов существующему мировому порядку, потенциально предлагая альтернативу глобальной системе.
В нынешнем геополитическом климате и в условиях повышенной напряженности между ведущими державами роль ШОС становится все более ключевой. Коллективная позиция ШОС по ключевым международным вопросам может существенно повлиять на мировое мнение и политику.
Влияние ШОС выходит за рамки простого экономического и демографического могущества. Стратегическое расположение, природные ресурсы и военный потенциал ее членов делают ее ключевым игроком в динамике региональной безопасности. Акцент организации на совместных инициативах в области безопасности и борьбе с терроризмом подчеркивает ее роль в формировании регионального мира и стабильности. Кроме того, акцент ШОС на экономическом сотрудничестве и связях, особенно через такие проекты, как инициатива «Пояс и путь», позиционирует ее как катализатор региональной экономической интеграции и развития.
В связи с тем, что Казахстан председательствует в ШОС с июля 2023 по июль 2024 года, на первый план выходит особый подход к организации. Председательство Казахстана способно повлиять на траекторию развития ШОС, особенно в контексте ее многовекторной внешней политики. Этот политический подход предполагает одновременное взаимодействие с несколькими глобальными державами и региональными блоками, избегая чрезмерной зависимости от какой-либо одной организации и отстаивая при этом национальные интересы. На практике это означает выбор дипломатического пути, направленного на установление отношений сотрудничества с самыми разными странами и организациями. Такая стратегия позволяет Казахстану сохранять определенную автономию и гибкость в международных делах. Такой подход предполагает постоянное неприятие блоковых и идеологических подходов к вызовам безопасности, обеспечивая нюансированный баланс в рамках ШОС.
Национальный координатор Казахстана по ШОС Мурат Мукушев сформулировал видение сбалансированного развития по всем направлениям сотрудничества, включая безопасность, торговлю, экономику, культуру и гуманитарную деятельность. Это указывает на комплексную стратегию, выходящую за рамки традиционной безопасности и экономики и охватывающую более широкие аспекты сотрудничества.
Центральноазиатская страна ранее заявляла о своем намерении использовать председательство в ШОС для продвижения реформ, стремясь превратить группу в «практичную и эффективную платформу». Эта цель означает переход к более обоснованному и ориентированному на действия сотрудничеству в рамках ШОС, особенно в сферах торговли и безопасности.
Стратегическим шагом является план Казахстана предложить принять документ «О глобальном единстве во имя справедливого мира и гармонии». В этом документе изложены принципы укрепления мер доверия и обеспечения глобальной безопасности в соответствии с внеблоковым подходом Казахстана. Кроме того, инициатива Казахстана по созданию в Алматы Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития с акцентом на Центральную Азию и Афганистан подчеркивает приверженность вопросам, которые актуальны и для стран Запада. Это может стать сферой сотрудничества между двумя сторонами.
В конечном счете, ШОС под председательством Казахстана должна встать на путь сбалансированного развития и практического сотрудничества, уходя от блоковой или идеологически обусловленной динамики безопасности. В результате акцент ШОС может быть смещен в сторону более инклюзивных и разнообразных форм сотрудничества, признающих и учитывающих различные интересы и проблемы ее членов. Это может привести к более устойчивым и совместным решениям проблем региона. Запланированный на следующий год саммит ШОС в Астане станет важнейшим моментом для наблюдения. Он позволит понять, как лидерство Казахстана и его многовекторный внешнеполитический подход формируют стратегии и ответы организации на сложный гобелен современных региональных и глобальных вызовов.
ШОС, с ее расширяющимся членством и амбициозными целями, находится на критическом этапе в своем стремлении к большему глобальному влиянию. По мере того, как ШОС ориентируется в сложном взаимодействии региональной и международной политики, ее действия и решения, безусловно, могут оставить след на мировой арене. Ее способность эффективно использовать свою коллективную силу и стратегически позиционировать себя будет определять ее роль в формировании будущего геополитического ландшафта.
Автор: Доктор Росс Беллаби - старший преподаватель кафедры исследований в области безопасности Шеффилдского университета, Великобритания.
Источник: The Shanghai Cooperation Organization’s Rising Global Ambitions | Geopolitical Monitor
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников