Геополитика

Отсутствие безопасности на Черном море усиливает давление на мировой рынок нефти

Редакция

27.09.2023

Мировая цена на нефть приближается к отметке 100 долларов за баррель. Если цена на нефть останется высокой, то инфляцию будет трудно снизить. Большинство винит в росте цен сокращение добычи нефти Саудовской Аравией и Россией и игнорирует другие факторы. Однако отсутствие безопасности на море в Черном море, безусловно, является одним из основных факторов, оказывающих давление на мировые цены на нефть. В последние недели Украина усилила нападения на российские суда в Черном море, включая нефтяные танкеры, а угроза Москвы в отношении экспорта казахстанской нефти из Черного моря остается в силе. Президенту США Джо Байдену необходимо решить проблему безопасности в Черном море, если он намерен снизить мировую цену на нефть.

Необходимость повышения безопасности судоходства в Черном море создает для Вашингтона политическую дилемму, поскольку он предпочитает не сдерживать Украину. Администрация Байдена сигнализирует о том, что она может вернуться к политике высвобождения средств из Стратегического нефтяного резерва для решения проблемы растущих цен на нефть. Однако дальнейшее опустошение резерва создает угрозу энергетической безопасности США, а предыдущие акции Байдена оказывали долгосрочное давление на мировые цены на нефть.

Нефтяные проблемы администрации усугубляет наметившийся дефицит дизельного топлива на американском рынке. Рост цен на дизельное топливо оказывает более сильное инфляционное воздействие, чем рост цен на бензин, поскольку оно является «рабочей лошадкой» промышленности, транспортировки товаров и сельского хозяйства.

Участившиеся нападения Украины на российские суда в Черном море и опасения, что экспорт нефти из этого региона может быть нарушен, способствовали текущему росту мировых цен на нефть. С учетом возвращения на рынок иранской нефти и мрачных экономических новостей из Китая мировые цены на нефть должны были бы пойти вниз. Однако этого не произошло, скорее наоборот. В отличие от тенденций СМИ, которые почти все указывали на сокращение добычи в Саудовской Аравии и России, это сокращение было ожидаемым и, следовательно, уже отразилось на цене. Кроме того, эти сокращения были вызваны необходимостью компенсировать недавний выброс на рынок иранской нефти.

В последнее время Украина активизировала нападения на российские морские суда в Черном море, в том числе на российские нефтяные танкеры. Во многих атаках Киев использовал морские беспилотники. По всей видимости, такими атаками Киев стремится выйти из тупика в вопросе экспорта зерна, компенсировать отсутствие прогресса в своем контрнаступлении на суше, продемонстрировать, что он может нарушить эту важную артерию мирового экспорта нефти, и тем самым подтолкнуть США и Европу к действиям по нарушению статус-кво. Из черноморских портов России экспортируется два миллиона баррелей нефти в день, а также продукты нефтепереработки. Львиная доля этой нефти поступает из Казахстана. Украина заявила, что рассматривает все российские суда как потенциальные носители военной техники и, следовательно, потенциальные цели.

В рамках своей военной политики Москва стремится повысить мировую цену на нефть. Россия также стремится заставить Казахстан подчиниться своей политике в отношении Украины. Для достижения этих целей с начала войны Москва периодически перекрывает экспорт казахстанской нефти через черноморские порты России. Это лишило Казахстан возможности поставлять более миллиона баррелей нефти в день и привело к скачку мировых цен. Россия нашла идеальный инструмент для повышения мировых цен на нефть, не прибегая к сокращению экспорта собственных баррелей. Осознание того, что Москва может в любой момент воспользоваться этим рычагом, а также возможность физического прекращения экспорта нефти из Черного моря в связи с боевыми действиями в этом регионе, создали ценовую премию.

Небезопасная обстановка в Черном море вряд ли ослабнет в ближайшее время, скорее, наоборот, обострится. Администрация Байдена сталкивается с проблемой: она не хочет сдерживать Украину, но при этом рост цен на нефть усиливает инфляционное давление, а администрация хочет подавить любой фактор, повышающий цену на нефть в год выборов. Администрация сигнализирует о том, что она может выделить дополнительные объемы из Стратегического нефтяного резерва, но эта временная мера приведет к тому, что рынок станет еще менее безопасным, поскольку сократятся запасы в случае реальных сбоев, а это в долгосрочной перспективе будет способствовать росту цен.

Администрация не давала открытых комментариев по поводу влияния небезопасности Черного моря на мировые цены на нефть. Однако администрации Байдена необходимо разработать план, который позволит Украине продолжать борьбу с Россией, сохраняя при этом безопасность морских перевозок в Черном море. Элементы такого плана могут включать помощь Казахстану в доставке нефти на рынок не через российские черноморские порты, а по другим маршрутам, например, через Каспий и через Турцию в Средиземное море. Вашингтон может рассмотреть возможность обращения к Украине с просьбой воздержаться от нападений на нефтяные суда. Улучшить поток нефти из Черного моря - задача не из легких, но, если она не будет решена, Вашингтону придется привыкать к нефти по $100.

Автор - Профессор Бренда Шаффер, преподаватель Военно-морской аспирантуры США. Она также является старшим научным сотрудником Центра глобальной энергетики Атлантического совета и старшим советником по энергетике Фонда защиты демократий (FDD). FDD — это базирующийся в Вашингтоне беспартийный исследовательский институт, занимающийся вопросами национальной безопасности и внешней политики.

Источник: Insecurity in the Black Sea Puts Upward Pressure on the Global Oil Market (fdd.org)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

Как Александр Солженицын стал духовным гуру Путина

За 30 дней до Победы

Аида Балаева: Не надо терпеть. Разводиться не стыдно

Колоссальные наводнения ошеломили Казахстан

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 12.04.2024

И нужен нам берег турецкий!

АНАЛИТИКА | 12.04.2024

В этот день. О полетах и не только

ОБЩЕСТВО | 11.04.2024

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

ИНТЕРВЬЮ | 11.04.2024

В основе интереса Запада – экономика, прежде всего

ГЕОПОЛИТИКА | 11.04.2024

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

КУЛЬТУРА | 10.04.2024

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов