Заявление председателя КНР Си Цзиньпина о том, что Китай намерен продолжать свою антитеррористическую политику в северо-западном регионе Синьцзян, свидетельствует о продолжающихся там преступлениях против человечности, заявил Human Rights Watch. Год назад, 31 августа 2022 г., Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало ужасающий доклад, в котором говорится, что нарушения прав уйгуров и других тюркских мусульман в Синьцзяне со стороны китайского правительства «могут представлять собой... преступления против человечности».
Ранее, в 2023 году, Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк признал необходимость «конкретных последующих действий» в связи с выводами доклада. Однако он до сих пор не проинформировал Совет ООН по правам человека ни о докладе, ни о текущем мониторинге ситуации в Синьцзяне, проводимом его ведомством.
За последний год китайские чиновники продолжали проводить жестокую политику «жестких ударов», ущемляя права уйгуров и других тюркских мусульман», - заявила Майя Ванг, помощник директора по Азии в Human Rights Watch. «Страны-члены ООН не должны молчать перед лицом преступлений против человечности».
В своей речи во время поездки в Урумчи, столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района, 26 августа президент Си подтвердил «результаты политики Китая в Синьцзяне». Он пообещал «укрепить с трудом завоеванную социальную стабильность», обеспечить «правильные взгляды населения Синьцзяна на этническую, историческую и религиозную принадлежность» и «сформировать сознание единой китайской нации».
С 2017 года китайское правительство ведет широкомасштабную и систематическую атаку на уйгуров и тюркских мусульман в Синьцзяне. Она включает в себя массовые произвольные задержания, пытки, недобровольные исчезновения, массовую слежку, культурные и религиозные преследования, разделение семей, принудительный труд, сексуальное насилие и нарушения репродуктивных прав. Организация Human Rights Watch в 2021 г. пришла к выводу, что эти нарушения представляют собой «преступления против человечности».
После опубликования доклада ООН в 2022 г. Пекин продемонстрировал незначительные изменения в траектории своей политики в Синьцзяне. Хотя некоторые лагеря «политического перевоспитания», судя по всему, закрыты, массового освобождения из тюрем, где с начала репрессий содержалось полмиллиона тюркских мусульман, не произошло. Уйгуры за рубежом по-прежнему практически не общаются со своими родственниками, а некоторые даже не знают, живы ли их близкие, взятые под стражу или недобровольно исчезнувшие. Власти Синьцзяна также активизировали усилия по насильственной ассимиляции уйгуров. Секретарь компартии Синьцзяна Ма Синжуй в ноябре 2022 г. пообещал продолжать «борьбу с терроризмом и поддержание стабильности», требовать от «различных этнических групп... полной интеграции» в китайскую нацию, «синизировать» ислам, чтобы он соответствовал «социалистическим ценностям», и углублять культурно-идеологический контроль над регионом.
Правительства иностранных государств осудили политику Пекина в Синьцзяне, а некоторые ввели адресные и другие санкции в отношении китайских государственных чиновников, ведомств и компаний, причастных к нарушениям прав человека. После публикации доклада ООН группа стран попыталась включить ситуацию в Синьцзяне в официальную повестку дня Совета ООН по правам человека для обсуждения, что Пекин и его союзники с большим трудом преодолели. По словам Human Rights Watch, этот незначительный перевес показал, что давно назревшее рассмотрение тяжких международных преступлений китайского правительства находится в пределах досягаемости.
Учитывая серьезность злоупотреблений в Синьцзяне, правительствам заинтересованных стран необходимо предпринять решительные и скоординированные действия по привлечению к ответственности, заявил Human Rights Watch. Правительства должны:
- Добиваться успешного принятия резолюции ООН по созданию следственного механизма, уполномоченного расследовать предполагаемые нарушения в Синьцзяне, выявлять виновных и давать рекомендации по привлечению к ответственности.
- Усилить работу по документированию количества и личностей тех, кто по-прежнему находится под стражей, в тюрьмах и недобровольно исчез в Синьцзяне, и работать над воссоединением семей.
- Ввести адресные санкции в отношении китайских чиновников, причастных к серьезным нарушениям в Синьцзяне.
- Рассмотреть возможность возбуждения уголовных дел в соответствии с концепцией «универсальной юрисдикции», которая позволяет судебной системе страны расследовать и преследовать некоторые тяжкие преступления, такие как пытки, даже если они были совершены не на ее территории.
Тюрк, глава ООН по правам человека, должен представить Совету ООН по правам человека обновленную информацию о ситуации в Синьцзяне, выполнив рекомендации, содержащиеся в докладе его офиса, и представить план действий по продвижению ответственности.
Он также должен возглавить инициативу, возможно, совместно с мандатариями специальных процедур, таких как Рабочая группа по насильственным и недобровольным исчезновениям, и с правительствами стран, где проживает уйгурская диаспора, по оказанию помощи жертвам и членам семей в розыске пропавших без вести людей. Уже собран значительный объем информации, часть которой находится в открытом доступе. Однако до сих пор не было скоординированной инициативы высокого уровня, направленной на поиск и освобождение тех, кто был произвольно задержан в Синьцзяне.
«Правительства и офис ООН по правам человека должны использовать возможность годовщины доклада по Синьцзяну, чтобы дать понять, что Пекину не сойдут с рук тяжкие международные преступления», - сказала Ван. «Они должны объявить о ряде мер по привлечению китайского правительства к ответственности и заставить власти улучшить жизнь многострадальных уйгуров».
Источник: China: Unrelenting Crimes Against Humanity Targeting Uyghurs | Human Rights Watch (hrw.org)
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников