Поскольку 12 июня в Казахстане был объявлен день траура в связи с гибелью по меньшей мере 14 спасателей, погибших во время тушения лесного пожара, в стране нарастает гнев по поводу того, что коррупция и бесхозяйственность могли привести к большим человеческим жертвам.
Согласно спутниковым снимкам, первые пожары вспыхнули в заповеднике «Семей орманы», расположенном на северо-востоке страны, до полудня 8 июня. В течение дня пламя охватило площадь в 30 000 гектаров. В течение пяти дней эта цифра удвоилась.
Местные власти в регионе Абай сначала назвали возможной причиной пожара удар молнии. Позднее службы безопасности провели расследование и заявили, что причиной пожара мог быть и поджог.
Выступая перед журналистами 9 июня, заместитель губернатора Абайского района Дмитрий Гариков сказал, что усилия по тушению пламени были осложнены необходимостью перемещения пожарной техники через многокилометровые песчаные дюны к эпицентру пожара. В качестве дополнительных факторов, замедляющих работу, Гариков назвал отсутствие специализированной техники и постоянно меняющееся направление жары и ветра.
Президент Касым-Жомарт Токаев отменил запланированную на 11 июня официальную поездку во Вьетнам и вместо этого отправился в Абайский район, чтобы встретиться с родственниками погибших во время пожара. Жена одного из погибших, Татьяна Будюк, плакала, рассказывая Токаеву с пепельным лицом о нехватке ресурсов, которыми располагали спасатели. По ее словам, ее мужу пришлось ехать на место пожара на личном автомобиле, вместо того чтобы воспользоваться специально предназначенным для этого транспортным средством.
«Почему в лесничестве никогда нет запасных частей для машин? Такое впечатление, что все машины постоянно ломаются, а чинить их не на что», - пожаловалась Будюк.
В знак того, что власти намерены ответить на подобные обвинения, видеозапись этого и других обменов мнениями была размещена на аккаунтах администрации президента в социальных сетях.
В последние несколько дней появились предположения о том, что в масштабах катастрофы виноваты нецелевое присвоение и неправильное распределение средств. Дидар Смагулов, исполнительный директор общественного фонда «Әділдік жолы», написал в Facebook, что 29 мая, всего за две недели до начала пожаров, три чиновника заповедника «Семей орманы» были приговорены к 10 годам лишения свободы по обвинению в крупной растрате.
По словам Смагулова, если бы деньги, предназначенные для установки систем раннего обнаружения пожаров, не были украдены, то гибели людей можно было бы избежать. По его словам, поскольку заповедником управляют организованные преступные группировки, проблема нехватки оборудования не решается, а зарплата рядовых сотрудников томится на низком уровне - около 90 000 тенге ($200).
«Коррупция снова убивает», - написал Смагулов.
Гнев только усилился из-за того, как местные чиновники отреагировали на новость о том, что Токаев намерен посетить место катастрофы.
Другой житель пострадавшего района, который разговаривал с Токаевым, рассказал ему, что из-за отсутствия асфальтированных дорог пожарные трассы не могли добраться до леса, где бушевали пожары. И все же перед приездом президента, даже когда пожар еще не вышел из-под контроля, асфальт был положен в рекордно короткие сроки.
«Чиновники говорили нам: «Нет средств на строительство дороги». Но когда вы приезжали, они все ремонтировали», - сказала женщина, которая разговаривала с Токаевым.
Токаев пообещал оказать финансовую поддержку семьям погибших работников лесного хозяйства и сказал, что чиновники, ответственные за управление инфраструктурой, понесут наказание. Позже в тот же день Генеральная прокуратура возбудила два уголовных дела по факту нарушения требований пожарной безопасности, приведшего к гибели людей, и халатности должностных лиц.
Источник: Kazakhstan: Mass wildfire deaths provoke anger at corruption | Eurasianet
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников