Конец эпохи первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева совпал с волной массовых протестов по всей стране. Общепризнанной причиной стала гибель пяти детей в результате пожара в полуразрушенной пристройке к частному дому, подобных которым немало в пригородах Астаны. Трагедия произошла в ночь на 4 февраля 2019 года, когда девочки, возраст которых варьировался от грудного до двенадцати лет, остались дома одни. Это событие вызвало яростные протесты матерей детей по всей стране, и 19 марта того же года Назарбаев ушел в отставку, передав власть следующему по конституционной иерархии Касым-Жомарту Токаеву, спикеру сената (верхней палаты парламента Казахстана).
Громкие дела переходного периода
С этого момента и до событий января 2022 года страна переживала переходный период, о котором часто говорят как о времени двоевластия. По аналогии с «башнями Кремля» (популярная теория о кланах в путинской России, ведущих непримиримую борьбу за ресурсы и влияние), окружение нового президента стали называть «Акордой» — по имени резиденции главы государства в Астане. Сторонников Назарбаева и идеи его возвращения на пост президента, тем временем, называли «Библиотекой» — отсылка к Библиотеке первого президента. Считалось, что чиновники, доставшиеся Токаеву от его предшественника, чаще бегают с отчетами в Библиотеку, чем в Акорду.
Это разделение объясняет, как новый президент был связан в своих возможностях по осуществлению перемен. Токаев изначально провозгласил курс политических, экономических и социальных реформ, но реализовать удалось только последние, а остальные саботировались. Не помогла даже поддержка широких слоев населения, которой Токаеву удалось заручиться в Национальном совете общественного доверия. Однако даже в таких условиях удалось начать чистку истеблишмента. Например, в 2020 году страну потрясло первое громкое уголовное дело при Токаеве, когда Булат Бакауов, аким Павлодарской области и главный фигурант громких скандалов при Назарбаеве, был обвинен в превышении полномочий и арестован.
Однако влияние окружения Назарбаева оставалось сильным, поэтому приговор, вынесенный бывшему акиму, оказался мизерным — ограничение свободы на 3,5 года. Суд обязал Бакауова не покидать место жительства и регулярно являться в службу пробации. Кроме того, Бакауова обязали отработать сто часов на общественных работах и запретили занимать государственные должности.
В том же году появился проблеск надежды на то, что бывший аким Алматы Бауыржан Байбек, вознесенный на вершину политической власти благодаря детской дружбе своего отца с Нурсултаном Назарбаевым, будет привлечен к ответственности. До сих пор ходят городские легенды о незаконных доходах Байбека и его команды от реконструкции центра Алматы, и многие считают, что он покинул свой пост долларовым миллионером. После событий января 2022 года Байбек бежал из страны, его нынешнее местонахождение неизвестно.
Среди других громких дел 2020 года — экс-аким Алатауского района Алматы Шахмерден Рыспаев и его заместитель Саят Агибаев, которые были задержаны в январе того же года по подозрению в крупном хищении средств, выделенных в рамках государственной программы развития регионов. Рыспаев был признан виновным и оштрафован на 40 миллионов тенге (84 тысячи долларов), а Агибаев был приговорен к двум годам лишения свободы. Суд запретил им занимать должности до конца жизни. В 2021 году жители Алматы испытали чувство дежавю, когда была задержана судья Медеуского района города Светлана Жоламанова. Слухи связывали ее с Байбеком, и развитие событий по ее делу, казалось, подтверждало эти истории.
Причиной ареста Жоламановой стало обвинение в мошенничестве, в ходе обыска в ее кабинете было обнаружено 10 000 долларов. Однако уголовное дело против Жоламановой вскоре было прекращено, единственным действием стало ее увольнение из судебной системы.
Поскольку ее предполагаемый покровитель Байбек скрывался, в октябре 2024 года дело о мошенничестве против Жоламановой было возобновлено, и она была помещена под стражу на два месяца.
Бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов также провел два года под домашним арестом в этот период, будучи обвиненным в нецелевом использовании авиамедицинских услуг и внедрении неисправной цифровой платформы для министерства здравоохранения. По первому обвинению Биртанов был оправдан, но по второму получил пять лет ограничения свободы. Суд над ним, проходивший в режиме онлайн благодаря мерам COVID-19, позволил многим оценить роскошную бороду, которую он отрастил за время длительной изоляции.
Очищение от «Сстарого Казахстана»
Протесты, вспыхнувшие в неспокойном городе Жанаозен на западе Казахстана в первую неделю января 2022 года, быстро перекинулись на другие регионы страны, причем эпицентром наиболее бурных событий стали южные города, прежде всего Алматы. Были сожжены муниципальные здания и торговые центры, разграблены десятки магазинов и ресторанов. Однако в этот момент хаоса президент Касым-Жомарт Токаев продемонстрировал свою стойкость. Конституционный порядок был быстро восстановлен, а попытка переворота развязала президенту руки. Зачистка «Старого Казахстана» началась всерьез. Этот эвфемизм родился после выступления Токаева в Алматы, где он заявил, что намерен построить «новый», «справедливый и честный Казахстан».
Первым был арестован бывший глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов, взятый под стражу в дни «кровавого января» вместе с другими высокопоставленными руководителями спецслужб. Масимову был предъявлен ряд обвинений: государственная измена, попытка насильственного захвата власти и злоупотребление властью. Дело рассматривалось судом под грифом «Совершенно секретно». 24 апреля 2023 года Масимов был приговорен к 18 годам заключения. 13 марта 2022 года старший племянник Назарбаева, бизнесмен Кайрат Сатыбалды был задержан в аэропорту Алматы при попытке бегства из страны. Сатыбалды обвинялся в хищениях в особо крупных размерах через АО «Казахтелеком» и АО «Центр транспортного обслуживания» (ЦТО). В суде Сатыбалды заключил мировое соглашение с АО «Казахтелеком» и возместил ущерб в размере 12 миллиардов тенге - около 24 миллионов долларов. Компания попросила суд прекратить дело, так как ущерб был возмещен в полном объеме. Аналогичное соглашение было достигнуто с АО «ЦТО», которому был возмещен ущерб в размере 28 миллиардов тенге.
Тем не менее, 26 сентября 2022 года Кайрат Сатыбалды был приговорен к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в течение десяти лет. Кроме того, он был лишен звания генерал-майора Комитета национальной безопасности (КНБ) и других государственных наград. 13 октября 2023 года стало известно, что Сатыбалды вернул государству активы на сумму 300 миллионов долларов. Кроме того, в декабре 2023 года в результате мер, принятых Антикоррупционной службой, осужденный вернул еще 120 миллионов долларов.
В общей сложности за два с половиной года Сатыбалды вернул государству активы на сумму 783 миллиарда тенге (более 1,5 миллиарда долларов), а оставшаяся часть срока наказания была заменена ограничением свободы.
Примечательно, что родной брат Сатыбалды, Самат Абиш, который во время попытки переворота был первым заместителем главы КНБ, получил условный срок, не проведя под домашним арестом ни одного дня. В марте этого года его судили в закрытом режиме и приговорили к восьми годам условно.
Еще один олигарх, близкий к семье Назарбаевых, Кайрат Боранбаев, был арестован 17 марта 2022 года. Его и других обвиняемых подозревали в хищении 14,5 миллиарда тенге (около 31 миллиона долларов) при покупке импортного природного газа и отмывании денег. Боранбаев заявил о своей невиновности, но суд счел иначе и приговорил его к шести годам лишения свободы.
Активы Боранбаева были конфискованы государством, включая коммерческие помещения в Алматы стоимостью 686 миллионов тенге (1,4 миллиона долларов) и средства в размере 5,3 миллиарда тенге (около 10,8 миллиона долларов), которые были размещены на различных счетах в Народном банке.
После апелляции Боранбаев изменил тактику и заключил соглашение о признании вины, возместив ущерб в размере 14,6 млрд тенге и добровольно вернув государству активы на сумму более 90 млрд тенге (около 183 млн долларов), включая нефтяное месторождение, газораспределительную компанию, сервисную компанию, торговые центры, сеть фитнес-центров, офисные помещения и гостиничный комплекс в Астане. Боранбаев также перечислил 30 млрд тенге (около 61 млн долларов) в Фонд поддержки инфраструктуры образования.
Суд принял во внимание, что Боранбаев полностью возместил ущерб, нанесенный государству, активно сотрудничал со следствием и раскаялся, поэтому первоначальное наказание было заменено на ограничение свободы.
Борьба с коррупцией или продолжение чисток?
Разгром группы заговорщиков в спецслужбах и обескровливание двух возможных спонсоров будущих попыток свержения Токаева оставили старую гвардию в Казахстане фактически на обочине, в то время как другие члены семьи и окружения Назарбаева смогли покинуть Казахстан, не столкнувшись с законом. Комитет по возвращению незаконно изъятых или приобретенных активов продолжает работать в стране, но отчитывается только о суммах, поступивших в государственный бюджет; имена тех, кто вернул активы, и обстоятельства, повлиявшие на их «добровольное» решение, не сообщаются.
Из громких имен, подвергшихся уголовному преследованию и имевших самое непосредственное отношение к «Старому Казахстану», следует отметить бывшего министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы. Мухамедиулы был арестован 29 мая 2022 года по подозрению в хищении более 221 миллиона тенге (490 000 долларов), выделенных на проведение международных выставок. Спустя месяц в деле обнаружился еще один инцидент, связанный с завышением стоимости выполненных работ.
Мухамедиулы не признал своей вины. Настойчиво ссылаясь на то, что он недавно перенес операцию, адвокат Мухамедиулы попросил суд изменить условия его содержания на домашний арест. Однако ходатайство не нашло поддержки, и он был приговорен к восьми годам лишения свободы, которые позже были продлены до одиннадцати лет.
Кажется, что в Казахстане в эти дни коррупционеры арестовываются чрезвычайно часто, а новости о них становятся почти фоновым шумом. Тем не менее, такие случаи позволяют привлечь внимание к проблемам управления и подотчетности в стране.
Автор: Андрей Матвеев
Источник: Out With the Old and in With the New: From Politicians to Felons – Part Two
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников