Некоторое время назад казахстанское общество потряс скандал: Куандык Бишимбаев предположительно сбежал из колонии, где отбывал наказание. Бишимбаев — бывший высокопоставленный чиновник правительства времен Нурсултана Назарбаева, приговоренный к 24 годам лишения свободы за жестокое убийство своей жены. Комитет уголовно-исполнительной системы МВД немедленно опроверг эту информацию и заявил, что по факту распространения этой дезинформации возбуждено уголовное дело.
Бишимбаев уже не в первый раз становится обитателем исправительной колонии. В 2017 году, будучи министром национальной экономики Казахстана, он был арестован по подозрению в крупном взяточничестве и растрате. В 2018 году он был приговорен к десятилетнему сроку с конфискацией имущества и лишением права занимать государственные должности до конца жизни. Однако в 2019 году он был освобожден условно-досрочно.
Казахстан потрясло новое преступление Бишимбаева. За судебным процессом, который впервые в истории страны транслировался в режиме онлайн, следили миллионы граждан не только внутри республики, но и за рубежом — в других постсоветских странах и даже на Западе.
Однако это не первое и, по всей видимости, не последнее нашумевшее дело, в котором обвиняемым становится бывший высокопоставленный чиновник. Длинный список осужденных министров и акимов можно хронологически разделить на три части: эпоха Назарбаева, переходный период и так называемый «Новый Казахстан», который начался после январских событий — неудавшегося переворота 2022 года. В этой статье рассматриваются самые громкие судебные дела каждого из этих периодов.
Акежан Кажегельдин
Бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин был политиком, известным не только в Казахстане, но и на Западе. Он возглавлял правительство Казахстана с 1994 по 1997 год. Попав в немилость, в 1998 году он попытался бросить вызов Назарбаеву на предстоящих президентских выборах. Кажегельдин не был допущен к участию и был вынужден покинуть Казахстан под предлогом прохождения лечения в Швейцарии в связи с неопределенными проблемами со здоровьем.
В 1999 году Кажегельдин был объявлен в международный розыск, а в 2001 году Верховный суд Казахстана заочно признал его виновным в превышении власти и служебных полномочий, вымогательстве и неоднократных взятках на миллионы долларов, незаконных приобретениях, хранении и передаче оружия и боеприпасов, а также в уклонении от уплаты налогов. Кажегельдин был приговорен к десяти годам лишения свободы, но с тех пор не возвращался в страну. До 2001 года он продолжал оказывать влияние на внутреннюю политику Казахстана из-за рубежа через организованную им для этой цели Республиканскую народную партию Казахстана.
Утверждалось, что Кажегельдин получал откаты от контракта, заключенного с компанией Tractebel в 1996 году на управление электрической компанией и энергосистемой Алматы. Годом позже бельгийская компания также получила концессию на управление газопроводами на юге и западе Казахстана. Тем временем в США Минюст расследовал утверждения о том, что Кажегельдин получил незаконные выплаты в размере 6 миллионов долларов в рамках скандала со взятками, известного как «Казахгейт». Это произошло в рамках расследования взяток, которые Джеймс Гиффен давал Назарбаеву от имени нефтяных компаний.
Находясь в стороне, Кажегельдин продолжает высказывать свое мнение о том, в каком направлении движется его родина.
Мухтар Аблязов и компания
В ноябре 2001 года Казахстан потряс политический кризис, главным проявлением которого стал демарш ряда молодых министров и региональных чиновников тогдашнего правительства. Премьер-министром в то время был Касым-Жомарт Токаев, который поставил президенту ультиматум: уволить «киндер-сюрпризов», как он тогда называл мятежных чиновников, или он сам уйдет в отставку.
Политическое противостояние продолжилось уголовным преследованием предполагаемых зачинщиков беспорядков в нефтяном городе Жанаозен — Мухтара Аблязова, уволенного с поста министра энергетики, и Галымжана Жакиянова, который в то время руководил Павлодарской областью. Обвинения были стандартными — взятки, злоупотребление властью и так далее. В 2002 году оба были арестованы. Первый был приговорен к шести годам лишения свободы, второй получил семь лет.
Через год Аблязов был освобожден, написав покаянное письмо Назарбаеву и пообещав никогда не возвращаться в политику. Жакиянов, тем временем, отбыл весь срок.
Аблязов бежал из Казахстана в 2008 году, обвиненный в хищении денег из БТА Банка — крупнейшего на тот момент розничного банка Казахстана, — где он занимал пост председателя правления. С тех пор он живет в изгнании, периодически пытаясь организовать политические беспорядки в республике. В 2018 году он был заочно приговорен к пожизненному заключению за организацию убийства своего партнера по БТА Банку, бизнесмена Ержана Татишева в 2004 году. Аблязов отрицает свою вину, но родственники погибшего по-прежнему уверены, что именно он был заказчиком «несчастного случая» во время охоты. Более того, именно после смерти Татишева Аблязов взял БТА под свой полный контроль. Работая как банк в банке из отдельной секции повышенной секретности головного офиса БТА, Аблязов с 2005 по 2009 год контролировал выдачу кредитов на сумму не менее 8 миллиардов долларов, в основном почтовым ящикам без залога, расположенным в налоговых гаванях, в которых Аблязов владел значительной, но почти исключительно анонимной долей собственности.
Нельзя не вспомнить и другое громкое дело, которое многие связывают с Аблязовым, — тюремное заключение Мухтара Джакишева.
В 2010 году Джакишев, долгое время занимавший пост президента АО «Казатомпром», был признан виновным в присвоении или растрате «вверенного имущества» и получении взяток. Суд приговорил его к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Через два года состоялся еще один суд по обвинению в присвоении чужого имущества, мошенничестве, подделке документов и злоупотреблении служебным положением, в результате которого Джакишев получил еще десять лет. Однако, согласно казахстанскому законодательству, меньший срок был поглощен большим, то есть первоначальный приговор остался неизменным.
Многие в то время считали, что Джакишев поплатился за то, что поручился за Аблязова, когда тот пообещал не лезть в политику. Однако после бегства из страны в 2008 году Аблязов признался, что не прекращал тайно финансировать оппозиционные группы и СМИ. Второе дело против Джакишева было возбуждено после попытки восстания в Жанаозене Мангистауской области, которое было организовано через структуры Аблязова. Другой соратник Аблязова, «оппозиционный» политик Владимир Козлов провел в тюрьме чуть менее четырех лет за то, что «по указанию» Аблязова спровоцировал трагедию в Жанаозене.
К 2015 году против Аблязова были вынесены решения на общую сумму 4,4 миллиарда долларов только в британских судах, откуда он бежал, чтобы избежать трех одновременных 22-месячных приговоров за неуважение к суду. В декабре 2022 года Южный окружной суд Нью-Йорка вынес решение против Аблязова и его сообщников на сумму 218 миллионов долларов. В общей сложности Аблязов обвиняется в хищении до 10 миллиардов долларов.
Тем временем бывший аким Алматы Виктор Храпунов, его жена Лейла и их сын Ильяс — зять Аблязова — столкнулись с обвинениями в хищении более 300 миллионов долларов, причем судебные разбирательства проходили как в Великобритании, так и в США. После бегства в Швейцарию в 2008 году со значительной коллекцией произведений искусства и ценностей, Храпуновы были обвинены в использовании подставных компаний для отмывания денег через международные сделки с недвижимостью. Несмотря на их заявления о политическом преследовании, расследования продолжаются во многих странах, выявляя сложные глобальные финансовые сети и лазейки в законах о борьбе с отмыванием денег, особенно в Швейцарии и Нидерландах. В сентябре 2018 года суд Великобритании оштрафовал Ильяса Храпунова на 500 миллионов долларов за помощь Аблязову в нарушении постановления о замораживании активов.
Очередное падение министров
В 2008 и 2009 годах произошла целая серия громких арестов действующих министров и других высокопоставленных государственных чиновников. В этот период Нурсултан Назарбаев призвал правоохранительные органы к бескомпромиссной борьбе с коррупцией, невзирая на должности и связи.
В апреле 2008 года Жаксыбек Кулекеев, глава национальной железнодорожной компании «Казахстан Темир Жолы», был арестован и впоследствии осужден на три года за получение взяток и злоупотребление служебным положением. В том же году Серик Буркитбаев, глава «КазМунайГаза» — государственной нефтегазовой компании Казахстана — и одно время советник Назарбаева, был арестован и осужден за превышение полномочий, присвоение имущества и растрату.
В 2009 году состоялись судебные процессы над председателем Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Анатолием Рябцевым и заместителем министра обороны Казахстана Кажимуратом Маермановым. Последний первоначально был осужден на одиннадцать лет «за злоупотребление служебным положением при заключении контракта на модернизацию вооружений с израильской компанией». Позже срок заключения Маерманова был продлен еще на четыре года.
Так называемая борьба с коррупцией в высших эшелонах власти продолжалась и в последующие годы. В 2010 году главе министерства здравоохранения Жаксылыку Доскалиеву были предъявлены обвинения, в результате которых он, по всей видимости, перенес инсульт, хотя следователи утверждали, что он симулировал это событие. Доскалиев якобы потерял сознание, когда его обвинили в хищении средств, выделенных на строительство зданий для медицинской академии, а также в мошенничестве. Он был отпущен под домашний арест после нескольких месяцев, проведенных в СИЗО.
В августе 2011 года суд приговорил бывшего министра к семи годам лишения свободы в колонии общего режима. В феврале 2012 года президент Назарбаев помиловал Доскалиева, сократив срок наказания до двух лет, но уже через месяц он вышел на свободу.
Еще одним высокопоставленным заключенным эпохи Назарбаева стал бывший глава правительства Казахстана Серик Ахметов. По его делу проходил 21 человек, 12 из которых обжаловали решение суда, включая самого Ахметова. Ахметову было предъявлено обвинение в присвоении или растрате вверенного имущества. В 2015 году состоялся суд, который приговорил его к десяти годам лишения свободы. После подачи апелляции и выплаты компенсации за ущерб срок наказания был сокращен до восьми лет. В 2017 году Ахметов был освобожден в связи с «заменой лишения свободы на ограничение свободы».
Слухи вокруг приговора предполагали, что арест и тюремное заключение Ахметова стали результатом его конфликта с влиятельным Нурланом Нигматулиным, входившим в ближний круг Назарбаева. Нигматулин был первым заместителем от партии «Нур Отан» и занимал пост председателя мажилиса с января 2012 по апрель 2014 года, а затем с июня 2016 по февраль 2022 года. Эти слухи так и не были опровергнуты.
Во второй части статьи мы сосредоточимся на громких делах так называемого переходного периода, когда в Казахстане фактически существовало двоевластие.
Автор: Андрей Матвеев
Источник: In the Wake of Bishimbayev: From Politicians to Felons – Part One
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников