Энергетическое сотрудничество между двумя прикаспийскими государствами должно выйти за рамки простого транзита нефти
Казахстанская государственная нефтегазовая холдинговая компания «КазМунайГаз» договорилась о расширении связей со своим прикаспийским соседом Азербайджаном, поскольку компания и правительство Казахстана отчаянно ищут долгосрочных инвесторов для экспортных маршрутов и перспективных проектов по добыче углеводородов.
Визит председателя правления «КазМунайГаза» Магзума Мирзагалиева в столицу Азербайджана Баку, состоявшийся на этой неделе, завершился подписанием обновленного транзитного соглашения с азербайджанским государственным нефтегазовым оператором Socar.
В соответствии с соглашением, «КазМунайГаз» и Socar инвестируют в модернизацию транскаспийского маршрута транспортировки нефти из казахстанского порта Актау до двух приемных терминалов вблизи азербайджанской столицы Баку, известных как «Сангачал» и «Азертранс».
С этих терминалов прибывающая казахстанская нефть отправляется в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), по которому она поступает в глубоководный порт Джейхан на Средиземном море в Турции.
По данным «КазМунайГаза», по договору с компанией Socar ежегодный объем казахстанской нефти, поставляемой за рубеж через Азербайджан, постепенно вырастет примерно до 16,5 млн баррелей в год.
В 2023 году «КазМунайГаз» перевезет из Актау через Каспийское море в Баку около 8 миллионов баррелей нефти, в основном с месторождения Кашаган, разрабатываемого под руководством Eni. Казахская государственная компания владеет почти 17% акций в этом шельфовом проекте.
Нефтепровод Баку - Супса
КазМунайГаз и Socar также обсуждают варианты обеспечения обязательств по поставкам казахстанской нефти для возобновления работы простаивающего нефтепровода, который идет из Баку в порт Супса на Черном море в Грузии.
По данным Министерства энергетики Казахстана, обе стороны ведут переговоры о ежегодных долгосрочных поставках в этот трубопровод до 23 миллионов баррелей казахстанской нефти.
Мирзагалиев, которого цитирует бакинское информационное агентство Trend, сказал, что он ожидает, что Socar представит структуру платы за транспортировку по линии Баку - Супса «в течение одного месяца».
Магистраль Баку - Супса, которую ее оператор British Petroleum называет экспортным трубопроводом Западного маршрута, в последние годы работает ниже своей годовой мощности в 53 миллиона баррелей в результате снижения добычи нефти в Азербайджане, доступности трубопровода БТД и политических проблем.
В 2017 году небольшой участок трубопровода был захвачен пророссийскими сепаратистами из отколовшегося региона Южная Осетия во время их медленного продвижения вглубь Грузии, причем их усилия, по сообщениям, были поддержаны российскими военными.
Хотя этот трубопровод простоял большую часть 2022 года, British Petroleum заявила, что в течение первых шести месяцев 2023 года Сангачальский терминал экспортировал около 1 миллиона баррелей по экспортному трубопроводу Западного маршрута.
Казахские возможности для Socar
Ильхам Шабан, партнер бакинской консалтинговой компании Caspian Barrel, считает, что помимо услуг по транзиту нефти, Socar и ее нефтесервисные подразделения могут открыть новые возможности в казахстанском секторе разведки и добычи по мере расширения связей между компанией и «КазМунайГазом».
По словам Шабана, наземные нефтесервисные и буровые услуги, которые предлагают подразделения Socar, значительно дешевле тех, которые предоставляют в Казахстане филиалы крупных международных нефтесервисных подрядчиков.
В 2022 году совместное предприятие российской компании «Лукойл» и «КазМунайГаза» заключило контракт с дочерней компанией Socar по морскому бурению Caspian Drilling на бурение разведочной скважины в казахстанском секторе Каспийского моря.
По словам Шабана, предпочтение было отдано азербайджанской компании, поскольку она предложила значительную скидку по сравнению с традиционным подрядчиком «Лукойла» по каспийским работам Eurasia Drilling.
В прошлом году морские строительные подразделения Socar выполнили контракт на прокладку подводного трубопровода в туркменском секторе Каспийского моря для компании Dragon Oil из Объединенных Арабских Эмиратов, продемонстрировав тем самым свои возможности по работе на море.
По словам Мирзагалиева, во время его визита в Баку «КазМунайГаз» предложил Socar рассмотреть возможность совместного участия в проектах по разведке и разработке углеводородов в Казахстане.
Автор: Владимир Афанасьев - европейский корреспондент.
Источник: Kazakhstan courts Azerbaijan for higher oil transit flow | Upstream (upstreamonline.com)
Перевод: Диана Канбакова
Фото из открытых источников