Новости

Китай против Индии: Эволюционирующий след в сфере безопасности в Центральной Азии

Редакция

07.02.2025

В отличие от хорошо налаженных двусторонних отношений Индии со странами Центральной Азии в сфере безопасности, Китай проявляет меньшую активность за пределами ШОС. 

Центральная Азия находится в непосредственной близости от неспокойных регионов на периферии Китая и Индии, что делает ее ключевым фактором в расчетах безопасности Пекина и Нью-Дели. Для реализации своих фундаментальных интересов Китай и Индия используют различные инструменты - оборонную дипломатию, совместные учения и военные соглашения - для укрепления своей безопасности в регионе. Однако региональная динамика меняется, учитывая, что Россия отвлекается на Украину, а Китай отдает приоритет связям в сфере безопасности с Центральной Азией.

Интересы Китая в сфере безопасности в Центральной Азии в основном определяются географическим положением региона. Китай имеет около 3 300 километров сухопутной границы с тремя центральноазиатскими государствами: Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. У этих соседей Китая есть как минимум две общие черты: они подвержены социальной нестабильности и расположены вблизи Синьцзян-Уйгурского автономного района - района в составе Китая, также подверженного беспорядкам. На этом фоне Китай в первую очередь заинтересован в укреплении стабильности в Центральной Азии, чтобы избежать распространения социальных противоречий из западного региона.

Второй аспект интересов Китая в области безопасности в Центральной Азии связан с инициативой «Пояс и путь» (ППД). Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), наземная составляющая ППД, был запущен в 2013 году в Казахстане. Масштабная программа направлена на то, чтобы связать Китай с зарубежными рынками через порты, железные дороги, автомагистрали и различные другие виды связи. Инициатива носит преимущественно экономический характер, но имеет и последствия для безопасности. Инвестиции Китая в Центральную Азию за последние три десятилетия превысили 60 миллиардов долларов, и построенные Пекином объекты необходимо защитить от вредоносных субъектов. 

Индийские интересы безопасности в регионе следуют аналогичной логике. Хотя Индия не является прямым соседом центральноазиатских государств, она рассматривает этот регион как часть своего «расширенного соседства». Социальная нестабильность в Центральной Азии может перекинуться и посеять беспорядки в Кашмире, неспокойном и спорном регионе на северной периферии Индии. Предотвращение такого сценария является для Индии ключевым приоритетом для поддержания социальной стабильности.

Оба государства осуществляют свою деятельность в области безопасности в рамках соответствующих дипломатических структур. В случае с Китаем эти рамки имеют как минимум два столпа: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и недавно появившаяся Глобальная инициатива по безопасности (ГИБ). ШОС была создана в 2001 году между Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Сегодня в организацию входят десять полноправных членов, после того как в 2017 году к ней присоединились Индия и Пакистан, в 2022 году - Иран, а в 2024 году - Беларусь. Члены организации сотрудничают по целому ряду направлений, таких как политика, экономика, торговля и культура. В области безопасности страны-участницы стремятся бороться с «тремя силами зла»: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Это наиболее заметные области сотрудничества в сфере безопасности, но это сотрудничество включает и другие аспекты, такие как борьба с транснациональной организованной преступностью, в том числе с наркотрафиком и контрабандой оружия. 

ГИБ была предложена председателем КНР Си Цзиньпином на форуме в Боао в апреле 2022 года. Предложение предусматривает глобальное стремление к безопасности, которое руководствуется принципами, тесно связанными с китайскими предпочтениями в ведении международных дел, включая неприятие односторонних санкций и двойных стандартов, а также поддержку невмешательства. В своей речи Си заявил, что «безопасность - это предпосылка развития», подразумевая, что китайское руководство видит связь между успехом ППД и стабильностью стран-партнеров. Центральноазиатские государства являются добровольными партнерами в реализации ГИБ, что они подтвердили на саммите Китай-Центральная Азия в 2023 году.

Пропаганда безопасности Индии в регионе координируется в рамках «Политики соединения Центральной Азии». Инициатива была предложена в 2012 году во время первого индийско-центральноазиатского диалога. Политика включает в себя сотрудничество в политической, экономической, культурной сферах и в области безопасности. Аспект безопасности инициативы сосредоточен на военной подготовке, исследованиях, борьбе с терроризмом и координации политики в Афганистане. В то же время Индия является членом ШОС и участвует в соответствующих мероприятиях с участием государств Центральной Азии.

Дипломатические инициативы Китая и Индии трансформируются в зону безопасности в Центральной Азии, которую можно зафиксировать и сравнить, рассмотрев их деятельность в рамках ШОС и двусторонние обмены по безопасности с региональными государствами.

В 2020-2023 годах ШОС ежегодно проводила одно или два мероприятия, связанных с безопасностью, например антитеррористические учения «Мирная миссия 2021» или ежегодные встречи министров обороны. В 2022 году Китай, Индия и республики Центральной Азии также присоединились к учениям «Восток-2022», организованным Россией. 

В 2024 году ШОС проявила большую активность: в Китае прошли совместные антитеррористические учения «Взаимодействие 2024», а также регулярные встречи министров обороны стран ШОС. В дополнение к этим мероприятиям ШОС организовала обмены между офицерами молодого и среднего возраста, а также совещание ШОС по международному военному сотрудничеству.

На двустороннем уровне в 2002 году Индия заключила с Таджикистаном соглашение о реконструкции авиабазы «Айни», неиспользуемого советского объекта. В ходе реконструкции был достигнут прогресс в технологической и инфраструктурноймодернизации. Интерес Индии к этому проекту вызвал предположения о возможном размещении там постоянных военных сил, однако убедительные доказательства такого присутствия отсутствуют.

Влияние Индии на безопасность в Центральной Азии подкрепляется регулярными двусторонними военными учениями с Казахстаном (учения «КазИнд»), Кыргызстаном (учения «Ханджар») и Узбекистаном (учения «Дустлик»). В 2024 году состоялись 11-е учения «Ханджар», восьмое - «КазИнд» и пятое - «Дустлик». Эти учения обычно направлены на борьбу с терроризмом.

Кроме того, индийские офицеры обороны часто используют мероприятия ШОС для проведения двусторонних встреч со своими коллегами из Центральной Азии. Также, Индия профинансировала создание в 2024 году высокотехнологичной лаборатории, которая будет способствовать наращиванию потенциала узбекских вооруженных сил.

В отличие от хорошо налаженных двусторонних отношений Индии со странами Центральной Азии в сфере безопасности, Китай проявляет меньшую активность за пределами ШОС.

В прошлом сообщалось, что Китай разместил войска в Таджикистане и что Пекин строит там объект уже более десяти лет. Предполагаемая цель объекта - смягчить угрозы, возникающие в результате передвижения джихадистских уйгурских боевиков. Кроме того, форпост может использоваться как плацдарм для наблюдения за соседними государствами, такими как Индия или Пакистан. И Китай, и Таджикистан опровергли эти утверждения. 

Помимо спорного объекта, Китай провел антитеррористические учения с Таджикистаном в 2021 году, после чего в 2023 году между двумя сторонами было подписано соглашение, обязывающее проводить такие учения раз в два года.

Помимо Таджикистана, Китай также поддерживает двусторонние отношения в сфере безопасности с Казахстаном и Туркменистаном, когда бывший министр обороны Вэй Фэнхэ посетил эти страны в 2022 году для укрепления военного сотрудничества, среди прочих целей. 

Хотя в период 2020-2023 гг. двустороннее взаимодействие Китая с государствами Центральной Азии в сфере безопасности было скромным, последние события свидетельствуют о том, что динамика меняется. Россия традиционно была «главным гарантом безопасности» в Центральной Азии, но ресурсы Москвы истощились из-за затяжного конфликта в Украине с 2022 года. С другой стороны, Китай на саммитеКитай-Центральная Азия в 2023 году четко обозначил амбиции по активизации взаимодействия в сфере безопасности с Центральной Азией.

В соответствии с этим обязательством Китай и Казахстан подписали военное соглашение в апреле 2024 года. В сентябре министр обороны Китая Дун Цзюнь встретился с министром обороны Таджикистана Шерали Мирзо в кулуарах 11-го Пекинского сяншаньского форума. В октябре Китай направил военную делегацию, состоящую из офицеров молодого и среднего возраста, в Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Большинство этих обменов сосредоточено на миротворчестве, борьбе с терроризмом и подготовке персонала, и в них, помимо прочего, упоминаются «три зла».

По мере того как США и ЕС стремятся активизировать свое взаимодействие с Центральной Азией, они должны учитывать новую нормальную ситуацию в регионе. Геополитический ландшафт региона претерпевает изменения, и Китай стремится к тому, чтобы его экономическое влияние соответствовало его присутствию в области безопасности.

Автор: Даниэль Балаж - научный сотрудник Китайской программы Школы международных исследований имени С. Раджаратнама при Наньянскомтехнологическом университете. Высказанные им мнения являются его собственными.

Источник: China vs India: Evolving Security Footprints in Central Asia

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников

 



Редакция

Топ-тема