Объемы производства казахстанского горнометаллургического комплекса за одиннадцать месяцев 2024 года в стоимостном выражении составили 12,5 трлн тг, против 10,8 трлн тг годом ранее. По данным аналитиков EnergyProm, это 27,9% от всего промышленного производства Казахстана, сообщает корреспондент Check-point.kz.
В том числе на добычу металлических руд пришлось 4 трлн тенге (или 19,9% от совокупной выработки всей добывающей промышленности РК), на металлургию — 8,5 трлн тенге (39,4% от всех объемов выпуска обрабатывающей промышленности).
В добывающем сегменте ГМК 3,5 трлн тенге обеспечила добыча руд цветных металлов, 0,6 трлн тенге — добыча железной руды. В сфере переработки металлов 5,9 трлн тенге пришлось на цветную металлургию и благородные металлы, 2,6 трлн тенге — на черную металлургию, и еще 31,1 млрд тенге — на литье металлов.
Среди крупнейших компаний ГМК РК — Eurasian Resources Group, ERG («Казхром», «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», «Алюминий Казахстан», «Казахстанский электролизный завод», «Марганец Жайрема»), группа KAZ Minerals (KAZ Minerals Bozshakol, KAZ Minerals Aktogay, «Востокцветмет»), «Казцинк», корпорация «Казахмыс», группа «Казатомпром», «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», возвращенный Казахстану Qarmet и прочие.
В натуральном выражении в ощутимом плюсе добыча железных руд и железорудных окатышей, золотосодержащих концентратов, свинцовых концентратов, свинцово-цинковых и хромовых руд. Тем временем наиболее заметное сокращение объемов добычи наблюдается в сегменте марганцевых руд и концентратов.
В металлургическом производстве вырос выпуск чугуна, меди, ферросплавов (кроме ферросиликомарганца), а также плоского проката, стержней, прутков и листов из нелегированной стали. Сокращение объемов производства, в свою очередь, отмечено в категориях легированной стали и изделий из нее, а также серебра.
В целом влияние горнометаллургического комплекса на экономику Казахстана колоссально. Как отметили эксперты Qazindustry, отечественный ГМК является одним из самых экспортоориентированных секторов промышленности страны и в значительной степени интегрирован в глобальные процессы. Впрочем, у этой интеграции есть и обратная сторона: сектор крайне чувствителен к международной ситуации и геополитическому кризису последних лет.
Покажем в цифрах. По данным Qazindustry, за январь–сентябрь 2024 года экспорт металлургической продукции увеличился на 20,2% относительно аналогичного периода 2023-го, составив 11,8 млрд долл. США. Однако если для цветной металлургии поставки выросли сразу на 30,6%, до 8,6 млрд долларов США, то для черной металлургии они просели на 0,8%, до 3,2 млрд долларов.
И это при том, что в целом за январь–декабрь 2023 года экспорт продукции в сфере черной металлургии провалился сразу на 21,4% к аналогичному периоду годом ранее, до лишь 4,3 млрд долларов. Фактически рост в 2024-м по сравнению с 2023 годом есть, но уровень продаж 2021-го — то есть до геополитического коллапса — не достигнут.
В стоимостной структуре экспорта металлургической продукции за три квартала текущего года основной объем пришелся на медь (25,9%), ферросплавы (14,5%), плоский прокат (9,2%), цинк (4,1%), серебро (3,6%) и алюминий (3,1%). Увеличение экспорта металлургической промышленности было обеспечено за счет роста стоимостных объемов экспорта меди, алюминия, свинца, цинка и глинозема. То есть в целом у многих предприятий сектора показатели — как производственные, так и экспортные — в плюсе, однако есть и серьезно пострадавшие от геополитических шоков компании, и даже целые производственные ветки.
При этом, с учетом того, какой огромный вес и значение имеют гиганты ГМК для экономики как производители и экспортеры, а также для социального благополучия страны как крупные работодатели, стабильность таких компаний крайне важна для Казахстана.
Фото из открытых источников