Никита Шаталов, депутат мажилиса, комментируя интервью Касым-Жомарта Токаев изданию «Ана тiлi», ответил на вопрос, что имел в виду президент, сказав о посредственной работе «руководителей-экономистов», сообщает корреспондент Check-point.kz.
«В нашей экономике есть ряд проблем. Рост мы обеспечиваем, как правило, бюджетными расходами/льготами, и это в том числе создает дефицит, возмещаемый Нацфондом. Деньги из бюджета идут, например, на инфраструктуру как прямые транши или как субсидирование ставки по кредитам. Поддержку при этом получает ограниченный круг предпринимателей — дело даже не столько в коррупции, сколько в перестраховке. Проще дать денег тому, кто уже тебе известен, даже если он держит, скажем, не производство, а рестораны или оказывает какие-то услуги. Это уже в скором времени изменится», — подчеркнул Никита Шаталов в своем Telegram-канале.
Он отметил, что при этом весь остальной сектор экономики живет «по рынку», то есть берет кредиты по ставке, которую устанавливает Нацбанк.
«А если быть честным, то на самом деле не берет — корпоративное кредитование стагнирует который год, в том числе из-за высокой инфляции и базовой ставки, которую Нацбанк не собирается опускать, так как другого инструмента влияния на ДКП у него нет. БВУ в этой ситуации зарабатывают на потребительском кредитовании, так как спрос до сих пор велик, и частично получают вознаграждение по субсидируемым кредитам, накидывая 2% сверху. При этом именно МСБ вынужден кредитоваться под 30%, а крупный бизнес может рассчитывать не только на свои средства и субсидии, но и на «особые» условия от БВУ из-за аффилированности руководства компаний с финансовыми холдингами. И здесь речь не только про пополнение оборотных средств, но и крупные проекты в промышленности и стройке. Само по себе это неплохо, но ограничивает конкуренцию, и государство должно ориентироваться на МСБ — там есть занятость и рост доходов. Субсидии должны идти в этот сектор, хоть он и более рискованный. Так получится и нарастить количество средних компаний», — уверен мажилисмен.
Он отметил, что полностью остановить субсидирование в наших условиях не получится и не имеет никакого смысла — тогда встанут процессы по модернизации промышленности и энергетического сектора, сельское хозяйство тоже не сможет конкурировать на международных рынках, МСБ в структуре ВВП расти не будет.
«Но сделать его более адресным возможно, высчитывав влияние на инфляцию, хоть и придется многим сделать «больно». Рост при этом будет более качественным — для его поддержки не придется увеличивать бюджетные расходы. До сих пор это статус-кво не менялось, играть предпочитали по старым правилам, рассчитывая на новый результат в виде изменения структуры экономики. Отсутствие новых подходов при решении этого вопроса, полагаю, и отмечает глава государства в интервью», — полагает Шаталов.
Он напомнил, что реформы — «это всегда про изменение правил игры».
«В экономике предстоит сделать очень многое: нормализовать отношения правительства и Нацбанка, снизить участие квазигосударственного сектора путем оптимизации функций, вернуть рыночные тарифы во многих отраслях, компенсируя потери пострадавшим слоям общества с помощью адресной поддержки, сделать доступ к ресурсам, в том числе сырьевым, прозрачным и открытым. Это позволит снизить административное давление на бизнес, оптимизировать бюджетные расходы и сократит поле для коррупции», — подытожил депутат.
Фото из открытых источников