Перестав быть «глушью», страны Центральной Азии сотрудничают и диверсифицируют, часто вдали от России.
На протяжении десятилетий Россия, Китай и Запад боролись за влияние в Центральной Азии. Но, несмотря на стремление усилить свое присутствие в этом стратегически важном регионе, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан сосредоточены на укреплении региональных связей в своих собственных интересах.
Россия — некогда крупный игрок в Центральной Азии — несколько утратила свои позиции в регионе в результате войны в Украине. Китай, Турция и Европейский союз теперь стремятся укрепить свои позиции в Центральной Азии. Энергетические ресурсы имеют большое значение для каждого из них, поскольку в регионе сосредоточено около 20% мировых запасов урана, 17,2% нефти и 7% природного газа.
Осознавая это богатство, региональные лидеры, особенно из богатых энергоресурсами стран, стремятся позиционировать свои государства как важных игроков в корректировке международной политической и экономической структуры. Региональные лидеры подписали ряд документов, которые должны помочь их странам развивать совместные экономические и энергетические проекты — от реализации «зеленой повестки» до дальнейшего развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, также называемого Средним коридором. В августе президенты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана собрались в Астане для проведения очередных переговоров.
Региональные лидеры подписали ряд документов, которые должны помочь их странам развивать совместные экономические и энергетические проекты.
Казахстан, как хозяин мероприятия, уже выступил с рядом инициатив по развитию региональной интеграции и связей. В декабре 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и его узбекский коллега Шавкат Мирзиёев подписали соглашение о партнерстве, а Астана уже состоит в номинально союзнических отношениях с другими странами Центральной Азии (за исключением постоянно нейтрального Туркменистана) в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
«Особую актуальность приобретает создание региональной архитектуры безопасности, в том числе путем разработки каталога рисков безопасности для Центральной Азии и мер по их предотвращению», — подчеркнул Токаев.
Власти Казахстана уже разработали стратегию развития регионального сотрудничества «Центральная Азия 2040», принятие которой может иметь концептуальное значение для региона. В соответствии со своей прагматичной внешней политикой Астана активно выступает за сотрудничество, диалог и процветание всех сторон, а не за конкуренцию.
Как неоднократно заявлял Токаев, Казахстан стремится заменить «Большую игру» — соперничество между Британской и Российской империями XIX века за влияние в Центральной Азии — на «Великую выгоду для всех в сердце Евразии». Усилия Астаны в этой области способны вывести ее в лидеры региона.
По словам заместителя министра иностранных дел Казахстана Романа Василенко, на недавней встрече его шефа Мурата Нуртлеу с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем европейские чиновники сказали, что «раньше Казахстан находился в центре нигде, а теперь он находится в центре везде». Саммит в Астане еще раз показал, что Казахстан продолжает превращаться в среднюю державу.
Участие президента Азербайджана Ильхама Алиева в саммите, а также запланированная встреча премьер-министра Японии Фумио Кисиды с лидерами стран Центральной Азии (хотя его поездка в Астану была отложена из-за предупреждения о землетрясении и теперь будет зависеть от его преемника) наглядно демонстрируют стремление обеих стран к развитию более тесных связей с Центральной Азией. В то время как Токио, как сообщается, стремится уравновесить растущее влияние Китая в регионе, а также найти новые рынки для своей экономики, интересы Баку в Центральной Азии остаются в основном энергетическими.
Поскольку Европейский союз стремится покончить — или, по крайней мере, значительно снизить — свою зависимость от российских энергоносителей, он рассматривает Центральную Азию как важного производителя не только ископаемого топлива, но и «зеленой электроэнергии». Азербайджан, Казахстан и Узбекистан недавно договорились о создании совместного предприятия по экспорту «зеленой» энергии в Европу. Но это долгосрочный процесс. Пока же трем странам придется развивать собственный сектор «зеленой» энергетики и прокладывать подводный кабель от Каспийского моря до Черного, а затем и дальше в Европу.
Как отметил Токаев, строительство Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане и Рогунской ГЭС в Таджикистане может стать «энергетическими проектами века» в регионе. Однако, несмотря на то, что энергетика, как ожидается, останется главной движущей силой внешней политики стран Центральной Азии, поддержание мира и стабильности в регионе в условиях геополитической неопределенности, вероятно, будет их главным приоритетом в ближайшие месяцы и годы.
Однако это не означает, что Казахстан или другие центральноазиатские партнеры Москвы по ОДКБ в ближайшее время покинут организацию, в которой доминирует Россия. Хотя недавнее вторжение Украины в Курскую область России показывает, что ОДКБ существует лишь на бумаге и что ни один из ее членов не желает вмешиваться и защищать своего номинального союзника Россию, на данный момент государства Центральной Азии, вероятно, продолжат придерживаться прагматичного подхода и будут стремиться сохранить хорошие отношения с Москвой.
Тот факт, что во время саммита в Астане лидеры стран Центральной Азии говорили на русском языке, а все официальные надписи на конференции были сделаны как на казахском, так и на русском, говорит о том, что потенциальный уход с геополитической орбиты Москвы будет долгим и очень медленным процессом.
Автор: Никола Микович
Источник: Central Asia's energy drive spurs regional integration | Lowy Institute
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников