Геополитика

Пора предложить Казахстану европейскую перспективу

Редакция

01.02.2024

С тех пор как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предпринял ряд смелых реформ и мер, направленных на отдаление его страны от Кремля. Брюссель, в свою очередь, должен активизировать свои усилия по привлечению на свою сторону казахов, в подавляющем большинстве придерживающихся атлантистских взглядов.

По мере приближения второй годовщины российской «специальной военной операции» все ставки делаются на следующую цель Владимира Путина, если западные державы не остановят его.

Любая другая республика, некогда оккупированная Советским Союзом, может стать «честной игрой», поскольку осуществление права на самоопределение рассматривается как «де-русификация» и оскорбление Москвы. Российский диктатор надеялся, что, показав пример Украины, он сможет удачно склонить на свою сторону соседей по Центральной Азии и Восточному партнерству (ВП).

Однако для Казахстана держать большого брата Россию на расстоянии — это неотъемлемая часть преодоления дефицита доверия между правительством и массами. В отличие от уроженцев небольших стран, чья экономика до сих пор держится на плаву за счет денежных переводов от трудовых мигрантов, молодое поколение казахов, ориентированных на внешний мир и много путешествующих, не считает Россию страной молока и меда.

Напротив, они видят, что Путин в одиночку наносит ущерб российскому обществу на протяжении многих лет, если не десятилетий, и не хотят в этом участвовать. В то же время, получив возможность познакомиться с Западом благодаря стипендиям «Болашак» и расширенному международному воздушному сообщению, эти свободолюбивые миллениалы без колебаний готовы подвергнуть себя опасности, чтобы избавить Казахстан от единоличного правления.

Нейтралитет Казахстана

Несмотря на то, что первоначально поводом для протестов послужило внезапное и неучтенное повышение цен на сжиженный нефтяной газ (СУГ), «кровавый январь» 2022 года, в результате которого погибли 238 человек, в целом стал кульминацией десятилетий недовольства, копившегося среди простых людей, которые чувствовали себя обиженными клептократической элитой Казахстана.

Вступивший в должность почти пять лет назад, Токаев воспринимался многими как неудачливый представитель старой гвардии, подобранный и действующий по указке великого Нурсултана Назарбаева. Тем не менее, Токаев отказался брать на себя вину за самодурство своего предшественника и практически уничтожил культ личности, возведенный вокруг «Елбасы».

Это включает в себя демонтаж памятников бывшему главе государства, а также официальное переименование столицы из Нур-Султана в Астану. Чтобы убедить общественность в том, что он не просто прислушивается к «Новому Казахстану», о котором они мечтают, и не бросает им кость косметическими поправками к конституции, 70-летний карьерный политик также проконтролировал арест родственников Назарбаева и его близких соратников, которые сколотили огромные состояния незаконным путем и различными злоупотреблениями властью.

Несмотря на то, что Токаев призвал Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подавить самое кровавое восстание в современной истории Казахстана и, возможно, обязан своим политическим выживанием этой военной коалиции под руководством России, он удвоил свои усилия по утверждению нейтралитета своей администрации по отношению к Украине.

На 25-м Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) он выступил против признания независимости оккупированных Донецка и Луганска и, как считается, приложил руку к проекту «Юрты непобедимости».

Разумеется, эта вызывающая позиция - наряду с так называемым «языковым пробуждением» в крупнейшей в мире стране, не имеющей выхода к морю, - была встречена провокационными заявлениями и завуалированными угрозами аннексии со стороны ультранационалистического крыла Государственной думы.

Негативное влияние

Тем не менее, руководство Казахстана осознает, что имеет огромное влияние на все более изолированную и финансово ослабленную Россию. Упорное стремление Путина придать глобальному Югу большую значимость и внушить своей поддержке смерть Pax Americana потенциально может проложить путь к слиянию БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Недавно расширившейся группе БРИКС уже был нанесен двойной удар: Аргентина отказалась от участия, а Саудовская Аравия медлит со вступлением. Не стоит заблуждаться, что приглашение четырех тиранических ближневосточных режимов и неудачливого государства Эфиопии, расположенного к югу от Сахары, было сделано по умыслу. Этот гамбит был призван обнажить отсутствие бюрократических проволочек, необходимых для вступления, в то время как Европейский союз продолжает тормозить свои планы по расширению и повышать планку для существующих кандидатов.

Готовность БРИКС принять в свои ряды развивающиеся страны третье мира — это, тем не менее, фиговый листок, скрывающий кризис легитимности, который переживает блок. Его фактические короли - Китай и Россия - с нетерпением ждут, когда наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, а вслед за ним и лидер Эмиратов Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян последуют за президентом Аргентины Хавьером Милеем.

Заявленная цель многосторонней организации - сместить доллар США с позиции мировой резервной валюты - по понятным причинам не устраивает Вашингтон. Белый дом будет использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги - включая отказ от гарантий безопасности - чтобы подорвать это пагубное начинание и отговорить своих партнеров по ССАГПЗ от вступления в нечестивый союз с такими противниками, как Россия, Китай и Иран.

Поскольку конфликт между Израилем и Хамасом в Газе достиг критической точки и рискует перекинуться на Персидский залив в результате эскалации атак повстанцев Хути, Эр-Рияд и Абу-Даби меньше всего хотят остаться в стороне и пытаться выкручиваться самостоятельно. Более того, Египет, который является вторым по величине получателем американской иностранной помощи, также рискует быть принужденным к пересмотру своего членства.

И Путин, и его китайский коллега Си Цзиньпин рассматривают Казахстан как своего рода страховку для продвижения своей империалистической программы на случай, если БРИКС перестанет соответствовать этой цели. Стремясь изменить туристические предпочтения и привычки среди своего среднего класса, существуют явные признаки китайско-российской кампании, направленной на создание «панъевразийского Шенгенского соглашения».

Стремясь развести напряженные дипломатические связи и культурные обмены на низовом уровне, Китай в последние несколько месяцев с бешеной скоростью открывает свои двери для туристов из стран Запада и АСЕАН, отменяя или упрощая требования к въезду. Москва и Тегеран идут по схожему пути, вводя в действие упрощенные электронные визы, чтобы наладить более тесное взаимодействие между людьми и получить прибыль от въездного туризма.

Казахстан не только является центром этих грандиозных планов по дополнению пекинской инициативы «Пояс и путь» (BRI) зоной отдыха «Минск – Макао», но и стал надежным центром обхода санкций, несмотря на заверения Токаева в обратном.

Золотая возможность

Если не принимать во внимание логистические соображения, отсутствие языковых барьеров дает Казахстану преимущество перед другими «дружественными» юрисдикциями, такими как Турция и Объединенные Арабские Эмираты, которые помогли России обойти карательные меры.

Тот факт, что Казахстан продолжает выпускать полиглотов, свободно владеющих как русским, так и китайским языками, является одним из главных преимуществ. Пострадавшему от рецессии Китаю грозит беспрецедентная экономическая блокада, если к власти в конце этого года вернется кандидат от республиканцев Дональд Трамп.

КПК почти наверняка уже начала готовиться к такому развитию событий и нацелилась на современный международный финансовый центр Астаны в Казахстане в качестве обходного пути. ЕС уже должен был понять, что робость и уклонение от риска не окупаются, когда имеешь дело с такими деспотами, как Путин или председатель Си.

Будь то Соглашение об ассоциации или расширение Восточного партнерства, у европейских лидеров есть золотая возможность переманить Казахстан от авторитарного узла, находящегося на спаде.

Автор: Саахил Менон - инвестиционный аналитик с образованием в области экономики и финансов.

Источник: Time to offer Kazakhstan a European perspective (emerging-europe.com)

Перевод: Диана Канбакова

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии