26.05.2023 3357

Насколько зависим от Китай? Центральная Азия может скоро узнать это


Atlantic Council

Лидеры стран Центральной Азии идут в потенциальную ловушку, ведомые недавним порывом китайского убеждения и вовлечения в союз с восточной державой. Регион, который даже в последние несколько лет выступал за неприсоединение крупных держав - балансирование, которое Казахстан назвал «многовекторной дипломатией» - сегодня рискует стать все более зависимым от Пекина, а значит, возможно, и зависимым от него.

Пять лидеров стран Центральной Азии - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана - недавно посетили город Сиань в центральном Китае, чтобы встретиться с китайским лидером Си Цзиньпином на саммите «С+С5». Новый саммит под руководством Китая направлен на укрепление региональных связей с Пекином, и это первое из трех мероприятий в этом году, на котором лидеры Центральной Азии встретятся лицом к лицу с Си. На саммите китайский лидер предпринял шаги, чтобы убедить страны Центральной Азии в том, что в этом поляризующемся мире они могут рассчитывать на Китай, и они едины с китайской «общей судьбой».

Были и побудительные мотивы, чтобы помочь в этом убеждении. Казахстан и Китай подписали соглашение о новой программе промышленного трансфера, а Пекин обязался поддерживать казахстанские предприятия, работающие в Китае, и увеличить число туристов, посещающих страну. Кыргызстан и Китай объявили о создании нового инвестиционного фонда, направили Китаю приглашение открыть филиалы своих банков в стране, а также добавили Кыргызстан в список стран, которые китайским гражданам разрешено посещать в качестве туристов. Если посмотреть на двусторонние заявления, принятые по итогам саммита Сиань, то заявление Китая-Узбекистана содержит двадцать восемь пунктов, заявление Китая-Казахстана - семь, Китая-Кыргызстана - одиннадцать, а Китая-Таджикистана - восемнадцать. Самое главное, Китай планирует открыть секретариат С+С5 с девятнадцатью отдельными каналами прямого взаимодействия с регионом, отойдя от своего давнего предпочтения работать на двусторонней основе, чтобы вместо этого попытаться связать перспективы всей Центральной Азии с Китаем, независимо от того, какие внутриполитические изменения там происходят.

Страны Центральной Азии по-разному воспринимают увертюры Китая. Например, Казахстан и Узбекистан ранее демонстрировали большее нежелание взаимодействовать с Пекином, чем некоторые из их соседей. Однако в регионе прослеживается четкая тенденция к сближению с крупной державой на востоке.

В то время как Китай наращивает свою кампанию по убеждению, возможности стран Центральной Азии сотрудничать с другими иностранными игроками, кроме Пекина, сократились. Россия втянута в войну с Украиной. Уход Соединенных Штатов из Афганистана снизил внимание Вашингтона к региону. Более того, недавние программы, направленные на расширение сотрудничества с Центральной Азией под руководством Турции, Индии, Европейского Союза и США, не соответствуют растущим китайским инициативам во всех секторах, направленным на формирование глубокой региональной зависимости от Китая.

Это еще не все. Китай экспортирует в Центральную Азию свой стиль управления - который легко приспосабливается к авторитарным практикам. Притесняя гражданское общество, задерживая или высылая журналистов, арестовывая лидеров протестов до и после демонстраций, правительства стран Центральной Азии демонстрируют свое предпочтение стилю управления, основанному на том, который они считают успешным в Китае.

Китай также прилагает усилия по экономической интеграции, которые подпитывают местный аппетит к погоне за рентой, препятствуя принятию обязательств по реформам в масштабах всего региона и оказанию международным сообществом помощи в целях развития, обусловленной реформами. Только в Кыргызстане в период с 2014 по 2019 год произошло пять крупных коррупционных скандалов с участием китайской компании и местных политиков элитного уровня, включая двух бывших премьер-министров и двух бывших мэров крупных городов.

Китай активно работает над сохранением своего доминирующего положения в торговле товарами с Центральной Азией через субсидируемую государством железную дорогу, которая в последнее десятилетие отбила у Центральной Азии желание инвестировать в новый торговый маршрут - Средний коридор, соединяющий регион с Европой через Каспийское море, тем самым сдерживая торговлю с Европой.

Хотя некоторые европейские страны готовы передавать промышленные технологии в регион, Китай в последние годы проявляет большую активность в таком сотрудничестве. Существует пятьдесят шесть активных китайских программ по передаче промышленных технологий в Казахстан, возможно, дюжина проектов в Узбекистане, сорок обсуждаемых с Кыргызстаном и несколько в Таджикистане. К ним относится недавнее создание линии по производству ядерных стержней в Казахстане, который содержит вторые по величине в мире запасы урана.

В сфере образования Китай предлагает региону ряд разнообразных программ, напрямую конкурируя с другими иностранными игроками за самых способных студентов из Центральной Азии. Он также экспериментирует с новыми профессиональными инициативами, такими как Luban Workshop, китайский проект по обучению навыкам, в надежде углубить торговые связи. В ноябре в Душанбе (Таджикистан) открылась первая в Центральной Азии мастерская.

Многовекторность в многовекторности

Несмотря на стремление Центральной Азии не допустить доминирования какой-либо великой державы в регионе, «многовекторный» подход оказалось трудно реализовать на практике, поскольку амбиции и активность Китая в регионе стремительно растут. Внутри страны лидеры центральноазиатских стран объясняют свое подчинение китайским интересам тем, что они стеснены в средствах, не имеют выхода к морю и имеют общую протяженную границу с Китаем. Центральноазиатские эксперты часто утверждают, что у региона нет другого выбора, кроме как поддерживать тесные отношения со своим гигантским соседом.

Такое рассуждение равносильно ненужному сужению возможностей. Сравните с Монголией, премьер-министр которой утверждает, что, несмотря на зависимость от Китая в торговле и России в поставках топлива, политика страны не находится под столь глубоким влиянием Пекина или Москвы. «[Наш] менталитет и общество сильно отличаются от этих стран», - заявил в начале этого года премьер-министр Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ. Серьезные обязательства по демократическому управлению с 1990-х годов и постоянная политическая воля окупились за эти годы, создав в Монголии активное гражданское общество и смену политической идентичности с центральноазиатской на северо-восточноазиатскую, больше приближаясь к Южной Корее и Японии. Таким образом, Монголия дает себе возможность проводить более независимую внешнюю политику.

Что может побудить Центральную Азию посмотреть дальше Китая? Одним из возможных вариантов являются радикальные социальные изменения. На самом деле, продолжающаяся агрессия России в отношении Украины стимулирует активные дискуссии в Центральной Азии о деколонизации - теме, которая еще одно поколение назад считалась бы запретной. Многие в Центральной Азии сейчас признают, что длительное сохранение российского влияния имело серьезные последствия для политической и социальной жизни, и они обратились к возрождению ранее подавляемых среднеазиатских языков и национальных героев в качестве шага к большей автономии.

По мере дальнейшего отрыва региона от истории советского империализма, страны Центральной Азии, вероятно, предпримут еще больший поиск национальной идентичности. Китай, предвидя начало такого поиска, приложил серьезные усилия для продвижения избранных историй, изображающих «гармоничный Шелковый путь». Однако это странная концепция, которую можно навязать жителям Центральной Азии, поскольку многие из них выросли, узнав, что Великая Китайская стена была построена после постоянных нападений тюркских племен. Злоупотребления Китая в отношении тюркского населения Синьцзяна, в первую очередь уйгуров, еще не помешали элитам Центральной Азии поддержать Пекин на международном уровне; однако Турция и другие игроки имеют гораздо большую привлекательность и аутентичность, когда речь идет об исторических связях, языке и культурной близости с регионом. Возглавляемая Турцией, Организация тюркских государств может стать еще одним серьезным вектором для Центральной Азии, направленным на восстановление ее тюркской идентичности, развитие более прочных отношений в регионе и получение возможностей для реализации внешней политики и пути развития, не находясь в тени Китая или России.

Со временем жители Центральной Азии могут обнаружить, что их исторические корни и культура неотделимы от их тюркских собратьев в Синьцзяне. Странам Центральной Азии может стать яснее, что их собственный исторический опыт с Российской империей ничем не отличается от опыта жителей Синьцзяна под властью Китая. Признание этого факта также подтолкнет страны Центральной Азии к поиску связей за пределами Пекина.

Фотографии лидеров, пожимающих друг другу руки в городе Сиань, могут усилить впечатление, что Китай заручился лояльностью Центральной Азии. Если это и так, то только на короткий срок. Рано или поздно регион, не имеющий выхода к морю, скорее всего, отойдет от дипломатии, ориентированной на Китай. Когда это произойдет, страны Центральной Азии смогут больше сосредоточиться на культивировании и балансировании многочисленных вариантов за рубежом, а также на развитии своей региональной идентичности, внешнеполитической стратегии, торговой независимости и безопасности.

Автор - Нива Яу, нерезидентный научный сотрудник Глобального китайского хаба Атлантического совета. Ее исследовательская работа посвящена отношениям между Китаем и Центральной Азией, а также новой инфраструктуре и инициативам Китая по управлению безопасностью за рубежом. Она работает в Бишкеке, Кыргызстан.

Источник: How dependent is too dependent on China? Central Asia may soon find out. - Atlantic Council

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников