С тех пор как президент России Владимир Путин начал свою злополучную «специальную военную операцию» (СВО) против Украины, последующие международные санкции, введенные в ответ, привели к медленному оттоку иностранных фирм, базирующихся в Российской Федерации, в другие постсоветские государства, причем многие предпочли переехать в Казахстан. 19 апреля премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов сообщил участникам заседания правительства, на котором обсуждалось социально-экономическое развитие страны, что его правительство ведет переговоры с 43 крупными международными компаниями, базирующимися в России, об их переезде в центральноазиатскую страну. По словам Смаилова, помимо этих 43 компаний, рассматривающих возможность переезда, 24 иностранные компании уже переехали в Казахстан. В число компаний, которые перенесли свои производственные мощности из России в Казахстан, входят Honeywell, InDriver, Weir Minerals, Ural Motorcycles, Fortescue, TikTok, Koppert и Emerson. По тем же сообщениям, переговоры об этом продолжаются с Boeing, EPAM Systems, Youngsan, Skoda Transportation, GE Healthcare и Philips.
Корпорации начали опасаться финансовых последствий, связанных с нарушением серии все более жестких санкций против России после начала работы путинского правительства. Растущий отток иностранных компаний в поисках более благоприятных возможностей для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) совпал с активизацией усилий Казахстана, самой процветающей страны Центральной Азии, по привлечению ПИИ.
Объем иностранного интереса был немалым; 22 декабря 2022 года заместитель министра иностранных дел Казахстана Алмас Айдаров заявил, что менее чем через месяц после начала СВО Казахстан начал вести переговоры с сотнями российских иностранных фирм об их возможном переезде в его страну. Айдаров сказал об этом на брифинге в Центральной службе связи Казахстана (СЦК): «С начала конфликта и объявления санкций против российской экономики мы выявили 362 компании, которые публично объявили о выходе или сокращении своей деятельности на российском рынке. Эти 362 компании - иностранные компании, работавшие в России и представляющие для нас интерес. С марта мы обратились к материнским компаниям этих брендов с предложением переехать в Казахстан. На сегодняшний день 62 компании дали нам положительный ответ о том, что они готовы рассмотреть Казахстан в качестве альтернативной площадки».
Поскольку главные приоритеты администрации президента Казахстана Токаева включают как усилия по диверсификации экономики страны, так и отказ от чрезмерной зависимости от экспорта углеводородов, а также привлечение большего количества ПИИ, поток иностранных компаний, покидающих Россию, представляет собой неожиданную потенциальную выгоду. Через три месяца после начала СВО заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди посетил США, где его делегация провела переговоры с видными бизнесменами в Нью-Йорке и Вашингтоне. Согласно официальной статистике центрального банка Казахстана, по состоянию на октябрь 2021 года объем ПИИ в Казахстан составил 170 млрд долларов, в том числе 40,4 млрд долларов из США. Казахская делегация провела встречи с представителями компаний Boeing, Valmont Industries, Honeywell, Pfizer, Champion Foods, Paramount, SMP Robotics, LA Solar Group, Ardmore Capital и JPMorgan Chase & Co. По словам Мержана Иусупова, председателя правления национальной компании Kazakh Invest, отвечающей за привлечение ПИИ в страну: «В связи с переездом многих компаний в Казахстан, мы выражаем готовность создать все институциональные условия для налаживания прямого взаимодействия с иностранными компаниями путем предоставления возможностей для переезда в Казахстан или открытия совместных предприятий».
Уходящая река иностранного бизнеса, вытекающая с российского рынка, вскоре может превратиться в бушующий поток. 25 апреля Путин подписал указ под названием «О временном управлении отдельными видами имущества», который устанавливает механизм введения временного управления иностранными активами в России.
Указ Путина предусматривает «временное управление» иностранными активами, принадлежащими российским дочерним компаниям финской Fortum Oyj и немецкой Unipro (обе энергетические компании), со стороны Росимущества в целях формирования активов, «имеющих первостепенное значение для стабильного функционирования российского энергетического сектора».
Правовая база указа позволяет ввести «временное» внешнее управление зарубежными активами в случае, если Россия, российские юридические или физические лица лишены права собственности на имущество за рубежом, что может создать угрозу национальной, экономической или энергетической безопасности России.
За исключением Беларуси, неустанные действия Путина против Украины вызвали растущую степень отстранённости в постсоветских странах по отношению к своим бывшим российским товарищам. Недавние шаги России против иностранных бизнес-структур, остающихся в пределах федерации, вероятно, будут способствовать тому, что еще большее их число будет вынуждено покинуть страну, а близлежащий Казахстан представляется главной альтернативой на постсоветском евразийском пространстве. В 2021 году глобальные ПИИ составили 1,58 триллиона долларов США, что на 64 процента больше по сравнению с исключительно низким уровнем 2020 года. Казахстан остается страной номер один по объему ПИИ в постсоветской Центральной Азии, поглощая около 70 процентов общего регионального притока ПИИ. Поскольку Казахстан продолжает реформировать свои экономические и правовые структуры, чтобы лучше принимать иностранные и внутренние инвестиции, представляется вероятным, что многие из новых финансовых беженцев из России рассмотрят возможность сделать свое «временное» изгнание в степь более постоянным.
Автор — Доктор Джон К. К. Дейли, эксперт по международным отношениям и оборонной политике в Евразии в Джеймстаунском фонде и внештатный научный сотрудник Института Центральной Азии и Кавказа в Вашингтоне.
Источник: Russian Restrictions Foster FDI Boom in Kazakhstan - Jamestown
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников