27.04.2023 3761

Пять «скрытых» феминистских инициатив в Европе и Евразии


Пять местных феминистских инициатив в пяти разных странах выходят за рамки основных представлений о правах женщин

Феминистские группы в Европе и Евразии продолжают сопротивляться ультраправым отступлениям от прав женщин. Но международные СМИ обычно фокусируются на массовых демонстрациях в защиту репродуктивных и сексуальных прав женщин, упуская из виду зарождающиеся межсекторальные феминистские движения, борющиеся за перемены.

OpenDemocracy поговорила с пятью небольшими местными феминистскими инициативами в Италии, Польше, Азербайджане, Казахстане и Таджикистане - странах, в которых авторы имеют опыт и местные контакты, - которые выходят за рамки основных представлений о правах женщин. От трансфеминистских союзов до прав инвалидов и сексуальной и телесной автономии - эти группы стремятся бороться со сложными формами несправедливости.

Италия: трансфеминизм против ультраправых

Хотя аборты в Италии легальны в течение 90 дней с момента зачатия, они часто недоступны. В центральном итальянском регионе Марке, где с 2020 года правит ультраправая партия «Братья Италии» премьер-министра Джорджии Мелони, 70% гинекологов отказываются прерывать беременность по моральным соображениям.

В начале 2021 года региональное руководство Марке решило не применять меру центрального правительства, разрешающую медицинским клиникам предоставлять таблетки для прерывания беременности. В ответ местные трансфеминистские активисты основали Liberə Tuttə, межсекторальный коллектив, выступающий за право на аборт и самоопределение.

Liberə Tuttə, что в переводе с итальянского означает «все свободны», является первой группой в южной провинции Марке Асколи-Пичено, которая включила гендерно неконформную и транс идентичность в свою активистскую деятельность через призму рабочего класса и антифашизма.

«Мы поняли, что на нашей территории нет ни одной группы, которая бы вела свою борьбу в межсекторальном ключе: некоторые говорят о квир-проблемах, но не рассматривают социальные или рабочие аспекты», - говорит активист Liberə Tuttə.

Liberə Tuttə использует символ — «ə» — для преодоления гендерных бинарностей. «Мы используем инклюзивный язык, потому что небинарные личности должны быть названы и существовать посредством слов», — объяснили они. «Это не стирает идентичность цисгендерных женщин. Мы говорим о праве на аборт для женщин и беременных, мы никого не исключаем». Группа присоединилась к акциям протеста и кампаниям, призывающим к легальным, безопасным и бесплатным абортам для всех.

Несмотря на некоторые блокировки со стороны местных властей, в 2021 году Liberə Tuttə организовала первое мероприятие Pride на территории Пичено, чтобы вернуть пространство для ЛГБТКИА+ людей. Через протесты и публичные мероприятия группа хочет вовлечь местные сообщества в диалог на трансфеминистские темы, а также создать сети коллективов единомышленников внутри и за пределами региона. Враждебная политическая ситуация в Италии делает их борьбу еще более насущной.

Liberə Tuttə говорит: «Антифашизм лежит в основе нашего подхода и трансфеминизма в целом. Есть ли худшее ограничение самоопределения людей, чем такое радикальное навязывание власти сверху вниз?»

Польша: женщины с ограниченными возможностями должны быть на виду

В Польше, где репродуктивные права находятся под угрозой со стороны правящей партии «Закон и справедливость», в 2020 году начались массовые демонстрации после того, как Конституционный суд страны ввел практически полный запрет на аборты.

Одной из групп, которая поддерживает эту борьбу за права, но не вписывается в основное феминистское движение, является Artykuł 6, неформальный левый коллектив, состоящий из женщин с ограниченными возможностями и их сторонников. Он объединяет ученых и активистов, которые борются против невидимости женщин с ограниченными возможностями и их объективизации в общественном дискурсе.

Название группы отсылает к статье 6 Конвенции ООН о правах инвалидов, которая призывает государства признать, что женщины и девочки подвергаются многочисленным формам дискриминации, и принять соответствующие меры для обеспечения их «полного развития, продвижения и расширения прав и возможностей».

Активисты движения за права инвалидов в Польше часто утверждают, что право на аборт направлено против людей с ограниченными возможностями, поскольку оно ведет к евгенической практике, направленной на улучшение генетического качества человека. Польское феминистское движение, в свою очередь, утверждает, что право на аборт предоставляет женщинам выбор, воспитывать ли детей-инвалидов. «Нас объединяет то, - сказала openDemocracy Магдалена Коцейко из Artykuł 6, - что мы не согласны с этими двумя нарративами, но признаем их логику».

Вместо этого коллектив говорит о расширении возможностей, самоопределении и правах человека женщин с ограниченными возможностями, в частности, о репродуктивных правах. Он отказывается рассматривать инвалидность в медицинских или благотворительных терминах.

Члены коллектива ведут активную деятельность по многим направлениям: они организуют мероприятия, преподают и работают в других организациях гражданского общества. В 2019 году они организовали первый в Польше конгресс женщин с инвалидностью и их союзников, который прошел под девизом «Ничего о нас без нас». Активистки Artykuł 6 участвуют в исследовательских проектах по вопросам доступности гинекологической помощи и доступа к абортам для женщин с инвалидностью.

«У меня есть ощущение, что благодаря нашим действиям, нашему простому присутствию, часть феминистского движения начала понимать специфические потребности женщин с ограниченными возможностями, которые они не признавали раньше», - сказала Коцейко.

Азербайджан: разрушение милитаризма через феминистский мир

Правозащитницы и активистки в Азербайджане часто подвергаются клеветническим кампаниям со стороны властей и оказываются в уязвимом положении из-за ограничения гражданского общества во время почти 20-летнего автократического правления президента Ильхама Алиева.

Но, несмотря на риски, в 2020 году была организована независимая местная инициатива Feminist Peace Collective. Группа находилась еще на ранних стадиях зарождения, когда Вторая Карабахская война разрушила и без того хрупкие надежды на мир в регионе.

Как вспоминает соучредитель и активистка Лала Дарчинова: «Люди, которые занимались миротворчеством, призывали к войне». Она считает, что это произошло потому, что азербайджанское миротворческое сообщество тяготело к грантам международных инвесторов, которые выступают за участие женщин в мирных процессах независимо от того, разделяют ли они прогрессивное видение преобразования конфликта.

«Война подтолкнула нас к активизации феминистского мира через политическую группу, которая будет демонстрировать твердую позицию как в разрешении конфликтов, так и в гендерных вопросах», — сказала Дарчинова.

Feminist Peace Collective — это левая инициатива, выступающая за демилитаризацию, социальную справедливость, миротворчество на местном уровне и коллективное сопротивление авторитаризму и неолиберализму. Через исследовательские статьи, художественные произведения и истории, обличающие патриархальное насилие, они делают феминистские ресурсы о мире доступными на азербайджанском языке и ориентированы как на специализированную, так и на более широкую аудиторию. Они также хотят озвучить новые нарративы о мире и разрешении конфликтов, чтобы показать повседневное бремя войны на жизни людей и нарушить доминирующий националистическо-мужской дискурс.

Feminist Peace Collective уже расширил возможности небольшого сообщества азербайджанских феминистских исследователей, активистов и иллюстраторов, но они стремятся к большему. «Мы хотим сотрудничать не только внутри страны, но и за ее пределами, - сказала Дарчинова в интервью openDemocracy, - соединиться с армянскими, грузинскими коллегами и создать сети, антивоенное или мирное движение, группу сопротивления».

Казахстан: преодоление табу на сексуальность

Консервативные ценности в Казахстане находятся на подъеме. В 2017 году домашнее насилие было исключено из уголовного кодекса страны, при этом правительство заявило, что введение отдельного закона будет более эффективным. Но многие активисты утверждают, что долгожданный законопроект, который сейчас находится на рассмотрении парламента, не делает достаточно для защиты женщин от насилия.

В Казахстане мало проектов, помогающих жертвам домашнего насилия, и еще меньше внимания уделяется его первопричинам. Одной из местных феминистских инициатив, пытающихся решить эту проблему, является UyatEmes.kz, онлайн-платформа для подростков и их родителей, где обсуждаются вопросы полового созревания и сексуальности.

По словам ее основательницы Карлыгаш Кабатовой, идея запустить «Уят Эмес», что в переводе с казахского означает «не стыдно», пришла в 2017 году, когда она впервые обратила внимание на заголовки газет о беременных девочках-подростках и брошенных новорожденных.

Вместе с независимым коллегой она провела исследование и выяснила, что в школах нет полового воспитания, а многие молодые люди в Казахстане не знают о контрацепции. Несмотря на то, что в Интернете были доступны ресурсы, там также было много дезинформации. Во время фокус-групп, организованных Кабатовой и ее коллегой, некоторые девочки говорили, что думали, что умирают, когда у них начались первые месячные, а мальчики говорили, что понятия не имели о мокрых снах.

Кабатова говорит, что вопросы секса и репродуктивного здоровья редко обсуждаются в семьях или в Интернете. «В те времена, если я заходила в Instagram, все, что я могла найти, это аккаунты молодых жен или молодых мам, которые восхваляли материнство и делились рецептами. Но они не обсуждали проблемы молодых жен, например, касающиеся их сексуальной жизни».

В Казахстане девушек, забеременевших в юном возрасте, часто стыдят за это. «А потом девушка должна выйти замуж за этого парня, и вся семья будет издеваться над ней, потому что они ее не уважают», - говорит Кабатова.

Для борьбы с этим «Уят Эмес» проводит просветительскую работу по вопросам репродуктивного здоровья простым, но привлекательным языком. Она также предлагает родителям советы о том, как говорить со своими детьми о сексуальности. «Дело даже не в сексе, - говорит Кабатова, - а в здоровых отношениях и репродуктивной системе».

Таджикистан: феминистская солидарность против обвинений жертв

В Таджикистане также распространено домашнее насилие. Международные инвесторы, от которых зависит страна, предложили такие решения, как юридическая и психологическая помощь женщинам в сельской местности и инициативы по микрофинансированию для продвижения экономической независимости женщин. Но социальные установки, которые узаконивают гендерное насилие, редко обсуждаются.

Именно поэтому подруги Елена Нажметдинова и Фарзона Саидзода основали «Tell Me Sister» - страницу в Instagram, которая поощряет городскую молодежь Таджикистана, которая часто является активным пользователем социальных сетей, делиться своим опытом физического и словесного преследования. Tell Me Sister публикует эти сообщения анонимно.

Основной целью проекта Tell Me Sister было создание безопасного пространства для женщин, чтобы они могли рассказать о своем опыте, и противостоять доминирующему дискурсу, который поощряет нарекания в адрес жертв. Нажметдинова объяснила: «Из-за общественных норм первое, что тебе говорят люди, это то, что ты виновата, потому что на тебе, наверное, была короткая юбка, или ты, наверное, шла по улице в темноте».

Вторая цель Tell Me Sister - повысить осведомленность о масштабах домогательств, с которыми сталкиваются женщины. Посты на этой Instagram страницы — это онлайн-манифест против всех, кто настаивает на том, что домогательств в Таджикистане не существует или что они не распространены. Истории, рассказанные таджикскими женщинами, дают четкий сигнал: да, домогательства существуют, и они гораздо больше, чем вы можете себе представить. Нажметдинова рассказала openDemocracy, что в течение двух дней после открытия страницы в 2020 году около 200 женщин поделились своими свидетельствами.

Tell Me Sister — это не платформа для споров и дебатов, а пространство для женщин, где они могут дать друг другу силы и вместе исцелиться. Нажметдинова всегда удаляет ненавистные комментарии, чтобы они не повлияли на женщин, которые нашли в себе смелость поделиться своими историями. Она твердо придерживается политики страницы: «Мы хотим поддержать женщин. Если вы хотите обвинять жертв, держите свое мнение при себе».

Источник: Five feminist initiatives fighting for change in Europe and Eurasia | openDemocracy

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников