03.04.2023 3376

Расширение БРИКС: Оценка потенциала Казахстана


Geopolitical Monitor

Предстоящий саммит БРИКС в Южной Африке, запланированный на август, на котором будет обсуждаться расширение блока, и недавнее избрание бывшего президента Бразилии Дилмы Руссефф президентом Нового банка развития БРИКС вновь привлекают внимание к будущему этой организации, состоящей из пяти членов. Расширение БРИКС широко обсуждалось и анализировалось; потенциальные будущие члены организации включают Аргентину, Индонезию, Иран, Турцию и Саудовскую Аравию. «Есть более дюжины стран, которые постучались в дверь», - сказал посол Южной Африки Анил Суклал, - «мы достаточно продвинулись в рассмотрении еще одной группы новых членов».

В этом комментарии мы обсудим потенциальное членство Казахстана в БРИКС. Казахстан, страна, богатая природными ресурсами, является важнейшим игроком в Центральной Азии и потенциальным стратегическим партнером для стран БРИКС. Однако для улучшения отношений с Казахстаном страны БРИКС должны стремиться к расширению взаимодействия с Астаной.

План развития отношений

Казахстан уже граничит с двумя странами БРИКС (Россией и Китаем), в целом имеет хорошие и тесные отношения с Индией и, как минимум, поддерживает сердечные, хотя и ограниченные, связи с Бразилией и Южной Африкой. Однако для того, чтобы правительство Казахстана было заинтересовано в присоединении к БРИКС, должны произойти новые события.

Во-первых, приоритетом должно стать расширение торговых отношений между Казахстаном и странами БРИКС. Например, несмотря на экспорт Казахстана на сумму 50,9 млрд долларов США в 2020 году, общий объем торговли между Казахстаном и странами БРИКС в 2021 году «превысил 45 млрд долларов США, и есть много возможностей для расширения объемов в последующие годы», - считает президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в июне 2022 года. Для увеличения объемов странам БРИКС следует стремиться к увеличению торговли с Казахстаном как минимум до 50 млрд долларов США к 2025 году за счет снижения торговых барьеров и увеличения инвестиций в критически важные сектора, такие как энергетика, сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. Такое развитие событий можно только приветствовать, поскольку Астана стремится диверсифицировать экономику страны, чтобы отойти от зависимости от энергетической и горнодобывающей промышленности.

Во-вторых, расширение культурного обмена между Казахстаном и странами БРИКС должно стать еще одним приоритетом. Казахстан – многонациональная страна с богатой историей и наследием, которое необходимо демонстрировать. Одним из способов достижения этого является организация программ культурного обмена, таких как кинофестивали и недели культуры, для демонстрации культуры и фильмов стран БРИКС, а также культуры, музыки, танцев и литературы Казахстана. Отношения между людьми существуют между Казахстаном, Китаем и Россией, но с другими странами БРИКС можно сделать больше. Например, казахстанский этно-фольклорный ансамбль «Туран» мог бы гастролировать по Бразилии для популяризации казахстанской музыки.

В-третьих, следуя второму аргументу, укрепление связей между людьми необходимо для улучшения международных отношений. Для достижения больших связей страны БРИКС должны стремиться к увеличению туризма в Казахстан, который в 2019 году принял 8,5 млн международных туристов, хотя это число резко сократилось из-за пандемии. Страны БРИКС могут совместно работать над продвижением Казахстана как туристического направления, демонстрируя его природную красоту, культуру и наследие. Кроме того, образовательные обмены между Казахстаном и странами БРИКС могут быть усилены путем предоставления большего количества стипендий казахстанским студентам для обучения в странах БРИКС. Например, около семи тысяч индийских студентов обучаются в казахстанских университетах, но это число может постоянно увеличиваться.

Наконец, страны БРИКС должны увеличить свои инвестиции в энергетический и горнодобывающий секторы Казахстана, а также в инфраструктуру, такую как дороги, железные дороги и аэропорты (Пекин уже является ключевым инвестором в рамках инициативы «Пояс и путь»). Казахстан планирует увеличить добычу нефти до 100 миллионов тонн к 2025 году, что делает его главным объектом для инвестиций. Поэтому страны БРИКС должны стремиться инвестировать не менее $10 млрд в энергетический и горнодобывающий секторы Казахстана к 2025 году, что принесет пользу Казахстану и будет способствовать экономическому росту стран БРИКС.

Присоединится ли Казахстан к БРИКС?

Правительство Казахстана в целом положительно относится к вступлению в БРИКС. В июне 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в виртуальной конференции БРИКС; в своем выступлении президент Казахстана пояснил: «Казахстан рассматривает БРИКС как действительно влиятельную организацию и ключевой двигатель роста мировой экономики. Казахстан жизненно заинтересован в развитии активного партнерства со странами БРИКС». Глава государства также отметил, что видит «большой потенциал в инициативах «БРИКС плюс», «Пояс и путь» и Большого Евразийского партнерства, открывающих новую эру роста и взаимосвязанности».

Правительство ЮАР, которое в этом году по очереди председательствует в блоке, заявило, что расширение будет приоритетом. Поэтому август - месяц, за которым стоит следить, так как БРИКС проведет саммит в Дурбане, Южная Африка, и расширение будет обсуждаться. Однако на момент написания этой статьи нет официального подтверждения, будут ли страны БРИКС голосовать на саммите или в ближайшее время за приглашение новых членов.

В какой степени члены БРИКС хотят расширения блока - вопрос, который заслуживает более подробного анализа. Пекин, Йоханнесбург и Москва хотят расширения блока, но два других члена, как сообщается, настроены скептически. Например, в проницательном отчете Bloomberg от 15 февраля 2023 года объясняется: «Хотя Бразилия согласна с принципом расширения, страна все еще обдумывает свою позицию и опасается, что группа будет географически наклонена в сторону Азии», в то время как «Индия не хочет, чтобы странам разрешалось вступать по рекомендации существующих членов, и хочет, чтобы был установлен процесс, при котором страны должны соответствовать определенным критериям, чтобы быть принятыми». Другими словами, потенциальное членство Казахстана в БРИКС зависит не только от заинтересованности Астаны, которая действительно существует, но и от того, примут ли все члены БРИКС центральноазиатскую державу.

Выводы

Потенциальное расширение БРИКС продолжает привлекать внимание и вызывать дискуссии. Это неудивительно, поскольку дополнительное членство изменит состав блока и будет иметь глобальные последствия. Последние аналитические исследования посвящены тому, как расширение БРИКС может повлиять на мировую экономику и может ли БРИКС стать «альтернативным силовым блоком».

Если Казахстан станет членом БРИКС, центральноазиатская страна принесет в БРИКС энергетическую промышленность, значительные энергетические ресурсы, молодое и амбициозное население, правительство, которое стремится стать углеродно-нейтральным к 2060 году, доступ к Среднему коридору (также известному как Транскаспийский международный транспортный маршрут) и страну, которая в целом имеет хороший международный имидж.

Центральноазиатское правительство уже имеет хорошие отношения со всеми странами БРИКС (особенно с Китаем, Индией и Россией). Расширяя взаимодействие с Казахстаном посредством торговли, культурного обмена, связей между людьми и инвестициями, страны БРИКС могут еще больше улучшить свои отношения с Казахстаном. Приведет ли рост отношений между Казахстаном и БРИКС к членству Казахстана в блоке, пока неясно. Следует внимательно следить за предстоящим саммитом БРИКС в Южной Африке в августе, поскольку на повестке дня будет стоять вопрос о будущем членстве в блоке.

Уайлдер Алехандро Санчес - аналитик по вопросам обороны и геополитики в Западном полушарии, Восточной Европе и Центральной Азии. Он является президентом компании Second Floor Strategies.

Радомир Романов - редактор и издатель программы текущих событий на сайте newsography.com. Он является членом межрегиональной общественной организации «Ассоциация дружбы Китай-Россия».

Мнения, выраженные в данной статье, принадлежат только авторам и не обязательно отражают точку зрения Geopoliticalmonitor.com.

Источник: BRICS Expansion: Gauging Kazakhstan’s Potential | Geopolitical Monitor

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников