24.02.2023 2807

«Я был наивен в отношении России»: Жители Центральной Азии о войне в Украине


Al Jazeera

Государства Центральной Азии поддерживают тесные связи с Москвой, но молодые граждане бывших советских республик ставят под сомнение традиционные союзы.

Серик Талипжанов больше не любит Россию.

32-летний банковский кассир живет в Алматы, бывшей столице Казахстана и финансовом центре бывшей советской Центральной Азии.

Город по-прежнему в основном русскоязычный, и Талипжанов, который может назвать несколько поколений своих предков - этнических казахов, считает русский язык своим родным.

Но его мнение о бывшем имперском хозяине и маяке мягкой силы Казахстана претерпело идеологический разворот в прошлом году, в основном из-за широко задокументированных зверств, совершенных российскими военнослужащими в Украине.

«Я был очень наивен в отношении России», - сказал он Al Jazeera по телефону. «Я всегда думал, что даже если политически дела там идут хуже, их культура компенсирует это».

Но он и его единомышленники-казахи все еще в меньшинстве.

В основном положительно

Опросы общественного мнения о том, что жители Центральной Азии думают о России, проводятся редко.

Последний из них был проведен в сентябре региональной исследовательской группой «Барометр Центральной Азии» только в Казахстане и соседнем Кыргызстане.

Только 28 процентов казахов винят Россию в развязывании войны, в то время как 19 процентов считают виновной Украину, а каждый десятый респондент считает, что ответственность несут обе страны, говорится в опросе.

Подавляющие 87 процентов казахов по-прежнему относятся к России «очень» или «в некоторой степени» положительно, и только 8 процентов относятся к ней отрицательно.

Аналогичным образом, 88 процентов респондентов поддержали развитие более тесных экономических связей с Россией, в то время как против выступили лишь 6 процентов.

«Отношение к России по-прежнему в основном положительное», - сказал Темур Умаров, аналитик берлинского аналитического центра «Карнеги Политика».

Но молодые казахи - самые большие скептики, сказал он.

«Чем моложе опрошенные, тем хуже их отношение к России, потому что у них есть доступ к независимым и разнообразным онлайн-СМИ», - сказал он в интервью Al Jazeera.

Еще одним отрезвляющим фактором являются регулярные угрозы российских политических деятелей аннексировать северные казахские регионы, где проживает значительное этническое русское меньшинство.

И вот тут-то в дело вмешался Пекин, чье экономическое влияние в Казахстане уже превысило влияние Москвы.

В сентябре во время визита в Астану, столицу Казахстана, председатель КНР Си Цзиньпин пообещал защищать территориальную целостность и суверенитет Казахстана.

«Независимо от того, как изменится международная ситуация, мы будем продолжать решительно поддерживать Казахстан в защите его независимости, суверенитета и территориальной целостности, твердо поддерживать ваши текущие реформы для обеспечения стабильности и развития и категорически выступать против вмешательства любых сил во внутренние дела вашей страны», - сказал Си.

По мнению аналитика из Центральной Азии, поддержка Китая означает, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев может немного дистанцироваться от Москвы.

«Но не стоит недооценивать сохраняющееся влияние России в регионе Центральной Азии», - сказал Al Jazeera Алишер Ильхамов, глава лондонской группы Central Asia Due Diligence.

Однако, поскольку Москва была занята в Украине в военном и дипломатическом плане, другие державы боролись за доминирование в Центральной Азии, преимущественно мусульманском регионе с населением более 60 миллионов человек.

«Возник геополитический вакуум, и Китай - и в определенной степени Турция - поспешили его заполнить», - сказал Ильхамов.

Китай инвестировал десятки миллиардов в регион, особенно после запуска инициативы «Пояс и путь», призванной возродить Великий шелковый путь, пересекавший регион столетия назад.

В сентябре китайский лидер Си также посетил Узбекистан для участия в саммите по безопасности и подписал с Ташкентом сделки на сумму около 16 млрд долларов, в то время как объем соглашений Москвы с самой густонаселенной страной Центральной Азии составил всего 4,6 млрд долларов.

Москва пытается наверстать упущенное, но санкции и давление Запада заставляют российские компании сужать свою инвестиционную нишу в регионе.

«Если в будущем и будут российские инвестиции в страны Центральной Азии, то они будут сосредоточены в очень узких сферах, в основном в энергетике», - говорит аналитик Умаров.

По его словам, энергетические проекты, вероятно, привлекут большую часть российских инвестиций из-за растущего населения в регионе, который когда-то мог похвастаться самой высокой рождаемостью в СССР, и медленного перехода на природный газ с угля.

Промытые мозги

Четыре оставшихся среднеазиатских государства по-прежнему настроены на поддержку Москвы.

Они не имеют общей границы с Россией, и миллионы узбекских, кыргызских и таджикских трудовых мигрантов устремляются на север в поисках работы, а их денежные переводы поддерживают экономику их родных стран на плаву.

Только Туркменистан, затворническая страна, жителям которой требуется труднодоступное разрешение на посещение России, остается в изоляции на фоне распрей вокруг экспорта туркменского природного газа через Россию.

И, что самое важное, правительства стран Центральной Азии по-прежнему разрешают вещание кремлевских телеканалов, в то время как их внутренние СМИ не могут предложить идеологическую альтернативу.

«Я не могу понять, как людям можно промыть мозги», - сказала Al Jazeera на условиях анонимности жительница Ташкента, столицы Узбекистана.

Ее мать смотрит российские выпуски новостей и телепередачи и горячо поддерживает войну.

«У меня кончилось терпение, спорить с мамой бесполезно. А поскольку другой мамы у меня нет, мы молчим о войне», - сказала жительница.

Разлюбил Россию

Талибжанов, кассир казахского банка, никогда не любил президента России Владимира Путина и его политику, а также влияние Москвы на политику и экономику Казахстана.

Но ему нравится русская рок- и классическая музыка, а на его мобильном телефоне сотни книг на русском языке, включая научно-фантастические романы американских авторов, таких как Артур Кларк и Рэй Брэдбери.

Он по-прежнему скачивает западные фильмы и телесериалы с русской озвучкой и с ностальгией вспоминает свои поездки в Москву, где некоторые из его друзей детства сделали карьеру и создали семьи.

Но в апреле он начал читать новости об убийствах мирных жителей в Буче, пригороде украинской столицы Киева, который был оккупирован в течение нескольких недель.

Сначала он не мог им поверить, но фотографии и видео мертвых тел, лежащих на улицах, и свидетельства, собранные выжившими и украинскими чиновниками, убедили его в том, что Путин – «чудовище».

«Он либо приказал совершить все эти военные преступления, либо слишком слаб, чтобы остановить их», - сказал Талипжанов.

Его жена Жанна согласилась с ним.

«Мы выросли, веря в большого русского брата», - сказала 29-летняя воспитательница детского сада в интервью Al Jazeera.

«Сегодня я даже не могу представить, что будет с казахскими женщинами, если Россия вторгнется к нам», - сказала она.

Однако изменение их настроения не означает, что они очерняют всех и каждого русского.

В декабре они принимали у себя бывшего одноклассника Серика, этнического русского, который в 2015 году переехал в юго-западный российский город Оренбург.

Он получил российский паспорт, но бежал, опасаясь «частичной мобилизации», которую Путин объявил в прошлом году, чтобы восполнить потери рабочей силы в Украине.

«Он нашел здесь работу и жилье, но со свиданиями пока не все так хорошо», - говорит Талипжанов. «Ему следует прекратить говорить девушкам, что он жил в России».

Источник: ‘I was naive about Russia’: Central Asians on the Ukraine war | Russia-Ukraine war News | Al Jazeera

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников