Меньшие по размеру ледники гор Тянь-Шаня быстрее реагируют на изменение климата.
Горы Тянь-Шаня, также известные как водонапорная башня Центральной Азии, являются важнейшим источником воды для регионального сельского хозяйства, промышленности и миллионов людей в странах Центральной Азии и китайском регионе Синьцзян. Сообщается, что за последние 50 лет ледники гор Тянь-Шаня потеряли «27 % своей массы и 18 процентов своей площади».
Согласно недавнему исследованию, в целом горы Тянь-Шаня могут потерять около трети ледников этого района до 2040 года. Кроме того, ученые опасаются, что ситуация может ухудшиться в зависимости от климатического сценария, который может привести к сокращению массы ледников Тянь-Шаня «на 63–93%» в ближайшие десятилетия.
Предыдущие прогнозы предсказывали аналогичный результат, хотя и с более длительным сроком до 2050-х годов.
Такой сценарий, если он реализуется, может иметь серьезные негативные последствия для обеспечения оросительной водой наиболее уязвимых государств — Узбекистана и Казахстана. Обе страны борются с недостаточно обслуживаемой инфраструктурой водоснабжения и неэффективным управлением водными ресурсами, а хлопковая промышленность Узбекистана обвиняется в катастрофе Аральского моря.
«По прогнозам, к 2040 году в Центральной Азии в целом может исчезнуть около 20 процентов нынешней ледниковой массы. На это в значительной степени влияют очень большие ледники в Каракоруме, Памире и Гималаях, которые являются частью более широкого региона Центральной Азии. В отличие от этого, в Тянь-Шане находится много небольших ледников, которые быстрее реагируют на изменение климата. Кроме того, Тянь-Шань кажется особенно уязвимым из-за своего специфического режима накопления: повышение температуры не только усиливает таяние, но и уменьшает количество снегопадов», — сказал The Diplomat Ландер Ван Трихт, постдокторский исследователь в Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Свободного университета Брюсселя и один из соавторов исследовательской работы.
Бен Орлов, профессор Школы международных и общественных отношений Колумбийского университета, считает, что «в ближайшее время ситуация станет серьезной, а в будущем может стать очень драматичной. Сокращение выбросов может помочь, но радикальное сокращение маловероятно».
Однако «Центральная Азия может надеяться на увеличение количества осадков» в будущем, сказал Орлов в интервью The Diplomat.
Усиление таяния ледников потенциально ставит под вопрос планы региональных правительств по строительству гидроэлектростанций в Кыргызстане. Сообщается, что все больше международных доноров, в том числе Всемирный банк, проявляют интерес к участию в строительстве гидроэлектростанции «Камбарата-1» с общим объемом инвестиций до 4 миллиардов долларов.
«Вскоре во многих бассейнах наступит пик водоснабжения, за которым последует сдвиг стока с конца лета на конец весны. В нескольких горных хребтах и водосборных бассейнах этот сдвиг уже наблюдается. Если сокращение летнего стока с ледников не будет компенсировано осадками или таянием снега — особенно в засушливые годы — уже сегодня может возникнуть дефицит воды для орошения. Это особенно актуально для регионов, где преобладают небольшие ледники», — сказал Ван Трихт в интервью The Diplomat.
«Гидроэнергетические проекты, безусловно, могут открыть новые возможности, позволяя накапливать воду в периоды ее изобилия и производить возобновляемую электроэнергию, — сказал он. — Однако я по-прежнему остаюсь осторожным. Крупные гидроэнергетические инфраструктуры также дают контроль над доступностью воды ниже по течению, что может иметь геополитические последствия, когда реки пересекают национальные или региональные границы. Поэтому для обеспечения справедливого и устойчивого управления водными ресурсами необходимы четкие соглашения и прочные трансграничные механизмы управления».
Аналогичным образом, Орлов считает, что хорошо спланированный гидроэнергетический проект вполне возможен, если в горах Тянь-Шаня будет выпадать больше осадков. «Но это будет меняться из года в год, и планировщикам будет сложно справиться со снижением потребления энергии в период «пика водопотребления», зависящим от множества факторов».
Ученые и эксперты прогнозируют, что глобальное потепление окажет значительное влияние на Центральную Азию. В регионе «темпы повышения температуры будут по-прежнему опережать глобальные показатели, что может привести к увеличению частоты и глубины гидрологической засухи, а также к усилению процессов опустынивания... Интенсивное таяние ледников и изменения в стоке рек, усугубляющие многие водные и экологические проблемы, могут оказать дестабилизирующее влияние на продовольственную безопасность и снабжение населения высококачественной питьевой водой, а также на работу гидроэлектростанций».
«В настоящее время мы находимся на пути к глобальному потеплению примерно на 2,7 °C к 2100 году. Для Тянь-Шаня это примерно соответствует сценарию SSP2-4.5 (климатический сценарий), который приведет к потере массы примерно на 82 % по сравнению с сегодняшним днем. Более реалистичная оценка при нынешней политике, вероятно, будет находиться в диапазоне 75–85 % потери массы», — сказал Ван Трихт в интервью The Diplomat.
Автор: Рыскельди Сатке — независимый журналист, сотрудничающий с новостными агентствами и международными организациями.
Источник: Study: Central Asia’s Water Tower to Lose One-third of Glacier Mass by 2040
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников