Следующие президентские выборы явно стали катализатором борьбы за власть.
Более пяти лет они были известны как «два друга», которые управляли Кыргызстаном. Затем, 10 февраля, они перестали быть друзьями. С безжалостной эффективностью президент Кыргызстана Садыр Жапаров устранил своего бывшего соратника, главу службы государственной безопасности Камчыбека Ташиева, и приступил к чистке силовых структур от многих предполагаемых союзников Ташиева.
Действия против Ташиева были предприняты, когда он находился за пределами страны, проходя лечение от неуказанного заболевания в Германии. Быстро действуя, чтобы наложить свой отпечаток на службу безопасности, известную под аббревиатурой ГКНБ, Жапаров теперь, похоже, твердо контролирует политику Кыргызстана.
Однако, учитывая историю политических потрясений в Кыргызстане в XXI веке, частично вызванных глубоким расколом между северными и южными политическими фракциями, существуют опасения, что нарушение баланса в кыргызской политике, вызванное смещением Ташиева Жапаровым, может иметь непредвиденные последствия.
Жапаров дал понять, что чистка была превентивной мерой, намекнув, что сторонники его заместителя мобилизовались против него.
«Прежде всего, я принял это решение в интересах нашего правительства и для предотвращения раскола в обществе», — подчеркнул Жапаров в кратком заявлении, опубликованном его пресс-секретарем после отстранения Ташиева.
57-летний Ташиев, бывший боксер, имеет репутацию жесткого националиста, который использует в политике жесткие методы. Его база власти находится на юге Кыргызстана. С момента прихода к власти вместе с Жапаровым в 2020 году он накопил огромную власть и влияние, занимая высокий пост в ГКНБ, и при этом многое сделал для укрепления позиций Жапарова, выходца из севера страны, на посту президента.
«Вопрос о том, как долго просуществует этот тандем, всегда висел в воздухе, — сказал Медет Тюлегенов, политолог из Бишкека. — Ташиев всегда был политиком и остается политиком, а не просто государственным чиновником, даже высокопоставленным, и по его действиям было очевидно, что он выходит за рамки своих полномочий».
В то время как Жапаров продвинул одного из заместителей Ташиева на должность нового главы ГКНБ, он уволил трех других и отделил таможенную службу и элитную службу личной охраны от агентства безопасности. Он пообещал, что грядут дальнейшие реформы.
Чистка не ограничилась только спецслужбами. 12 февраля спикер парламента Нурланбек Тургунбек уулу, южанин, близкий к Ташиеву, также был отстранен от должности и ушел в отставку под давлением. Депутаты быстро избрали на его место Марлена Маматалиева, северянина, который решительно поддерживал Жапарова. Тургунбек уулу остается депутатом.
Теперь, похоже, мяч находится на стороне Ташиева. На следующий день после неожиданного заявления Жапарова Ташиев и его союзники призвали к спокойствию и, по-видимому, подчинились решению.
«Независимо от того, как будут развиваться обстоятельства, мы обязаны выполнить решение президента, — написал Ташиев в письме, опубликованном в интернете Откурбеком Рахмановым, генеральным директором телеканала «Регион», близким к Ташиеву. — Я честно и лояльно служил государству, народу и президенту — и я горжусь этим».
Ранним утром 13 февраля Ташиев вернулся из Германии в Бишкек и покинул аэропорт в собственном кортеже, как показывают кадры, показанные телеканалом «Регион».
Одним из факторов, повлиявших на решение Жапарова против Ташиева, стало открытое письмо, подписанное 75 политиками, юристами и активистами и опубликованное 9 февраля, в котором содержался призыв к досрочным президентским выборам. В письме утверждалось, что срок полномочий Жапарова неясен, поскольку он был избран в соответствии с предыдущей конституцией, которая предусматривала более длительный срок, сообщило кыргызское издание Kaktus. В настоящее время выборы запланированы на январь следующего года.
Жапаров явно расценил это письмо как первый шаг в попытке сторонников Ташиева завоевать президентский пост. Наблюдатели за политической ситуацией в Кыргызстане давно считали, что под маской дружбы Ташиев скрывает свои амбиции занять высший пост в стране.
Сторонники Ташиева в парламенте начали спрашивать, будут ли их коллеги «на нашей стороне или на другой… наша сторона – это [сторона Ташиева]», — сказал Жапаров в интервью государственному информационному агентству «Кабар», опубликованном 13 февраля.
Жапаров продолжил интервью, сказав, что есть дополнительные доказательства того, что сторонники Ташиева пытаются «разделить общество». В дни, последовавшие за отстранением Ташиева, власти арестовали пятерых подписавших письмо и обвинили их в призывах к массовым беспорядкам.
«На самом деле я защищал своего друга этим быстрым решением, — сказал Жапаров, балансируя на тонкой грани, обвиняя сторонников Ташиева, но не самого Ташиева. — Стабильность в правительстве для меня на первом месте».
Несмотря на его первоначальный примирительный подход, внимание общественности сейчас сосредоточено на том, как отреагирует Ташиев, в частности, объявит ли он себя кандидатом на президентских выборах 2027 года.
Новость об отставке Ташиева явно вызвала беспокойство у соседей Кыргызстана, которые опасаются новой волны политических потрясений, способных сорвать крупные многосторонние инфраструктурные проекты, в том числе строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. В ночь на 10 февраля, через несколько часов после отставки Ташиева, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, по сообщениям, позвонил Жапарову и подчеркнул важность предотвращения любых сбоев в строительстве железной дороги и гидроэлектростанции «Камбарата-1».
В декабре 2024 года Ташиев заявил журналистам, что «не будет участвовать в выборах 2027 года» и поддержит Жапарова, который «имеет право участвовать в выборах как минимум два раза».
«Многие пытались и пытаются разъединить нас, разделить нас, чтобы достичь своих целей. Но я бы сказал, что это невозможно, — сказал Ташиев в документальном фильме о Жапарове, который вышел в прошлом месяце. — Только смерть может разделить нас».
Теперь многие задаются вопросом, не превратится ли то, что казалось клятвой верности, в кровную вражду.
Жапаров и Ташиев были союзниками более 15 лет. Оба начали свою политическую карьеру как сторонники второго президента страны Курманбека Бакиева и стали близкими соратниками в качестве националистических оппозиционных активистов в 2010-х годах. Жапаров был депутатом от партии Ташиева «Ата-Журт». Оба были привлечены к ответственности после того, как в 2012 году во время митинга перелезли через ограду вокруг парламента и ворвались в здание.
Ташиев пока остается президентом Союза футбола Кыргызстана.
Автор: Александр Томпсон – журналист из Бишкека, Кыргызстан, освещающий текущие события в Центральной Азии. Ранее он работал в американских газетах, в том числе в Charleston, S.C., Post and Courier и The Boston Globe.
Источник: Kyrgyzstan: Surprise sacking of president’s right-hand man undoes delicate political balance
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников