Геополитика

Казахстан укрепляет связи с Южным Кавказом

Eurasia Review

13.02.2026

С 1990-х годов связи Казахстана с Южным Кавказом укрепляются. Об этом свидетельствует внешняя политика Казахстана в отношении Южного Кавказа в последнее время. Астана всегда поддерживала активные связи с Тбилиси и Баку, а в последнее время укрепила контакты с Ереваном благодаря взаимным визитам на высоком уровне.

11 февраля посол Казахстана в Армении Болат Иманбаев и заместитель министра территориального управления и инфраструктуры Армении Армен Симонян обсудили укрепление сотрудничества между Казахстаном и Арменией в сфере логистики и транспорта, в частности, в области создания прямых авиасообщений и развития деловых, культурных и гуманитарных связей. В ноябре 2025 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и премьер-министр Армении Никол Пашинян встретились в Астане. В ходе этого визита они подписали ряд соглашений о сотрудничестве в области цифровизации, искусственного интеллекта и инноваций. Укрепление сотрудничества Казахстана с Южным Кавказом — это лишь один из способов диверсификации его партнерских отношений, особенно в сфере экономики и транзита.

Торговые связи между Центральной Азией и Южным Кавказом находятся на подъеме. В начале ноября 2025 года Казахстан отправил первую партию пшеницы в Армению через Азербайджан, что свидетельствует о растущем взаимодействии и укреплении связей Астаны с Южным Кавказом. В 2024 году через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) было транспортировано 1,4 млн тонн казахстанской нефти, и в последующие годы планируется дальнейшее увеличение объемов.

Казахстан владеет активами в грузинском морском порту Батуми и нефтяном терминале Батуми. В 2025 году в грузинском порту Поти был построен новый казахстанский контейнерный терминал, способный обрабатывать около 120 000 двадцатифутовых эквивалентных единиц (ДФЭ) в год. В 2025 году Казахстан вошел в число крупнейших торговых партнеров Грузии и стал вторым по величине импортером грузинских товаров, согласно данным Национального статистического управления Грузии. Казахстанский Halyk Bank прочно закрепился на рынке Грузии, а Freedom Bank Kazakhstan, как ожидается, вскоре начнет свою деятельность в Грузии.

Из южнокавказских стран Азербайджан продемонстрировал наиболее активное взаимодействие с Центральной Азией. В Казахстане действует до 1500 азербайджанских компаний с азербайджанским капиталом, а в Азербайджане — 150 казахстанских предприятий. Транзит грузов из Центральной Азии в Азербайджан и Грузию по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, или Средний коридор) также набирает обороты. За первые семь месяцев 2025 года между Центральной Азией и Южным Кавказом было перевезено 2,6 млн тонн грузов. Контейнерные перевозки по ТМТМ составили 40 200 ДФЭ за первые семь месяцев 2025 года, при этом цель на весь год составляет 70 000 ДФЭ. Казахстан и Азербайджан также работают над разработкой крупных проектов, таких как подводная оптоволоконная линия связи Актау-Сумгаит и глубоководный силовой кабель. Политическое сотрудничество между Азербайджаном и Центральной Азией является особенно прочным: 16 ноября 2025 года Азербайджан присоединился к Консультативным встречам глав государств Центральной Азии в качестве полноправного участника, став первой страной, не входящей в Центральную Азию, которая была включена в этот региональный форум.

Казахстану необходимо укреплять связи с Южным Кавказом для диверсификации торговли и развития ТМТМ, который проходит через Грузию и Азербайджан и соединяет Азию с Европой. До 2022 года Центральная Азия зависела от России как от основного транзитного маршрута. Однако полномасштабное вторжение Кремля в Украину подтолкнуло регион к поиску других способов участия в транспортном сообщении между Востоком и Западом. Маршрут через Россию по-прежнему активен, но Астана сокращает свою зависимость от северного соседа из-за политических и экономических рисков, связанных с транспортировкой грузов через Россию на фоне войны Москвы против Украины. Казахстан не может использовать маршрут через Иран для выхода на мировые рынки, поскольку Исламская Республика также остается под жесткими санкциями. География и политика подталкивают Казахстан и остальные страны Центральной Азии к поиску более широких глобальных транспортных связей через Южный Кавказ. Центральная Азия и Южный Кавказ имеют географическую возможность соединить крупнейшие рынки Европы и Азии. Благодаря выходу к Каспийскому морю, развитию транзитной инфраструктуры и межрегиональному сотрудничеству они могут стать важной частью международных перевозок.

Казахстан развивает инфраструктуру ТМТМ для соединения азиатских рынков через Центральную Азию, Каспийское море и Южный Кавказ и далее в Европу. За последние пять лет грузопоток по ТМТМ увеличился в шесть раз. В 2024 году по маршруту было перевезено около 4,5 млн тонн грузов, что на 62% больше, чем в 2023 году, что делает его одним из самых быстрорастущих торговых маршрутов в Евразии. Казахстан планирует почти удвоить транзитные грузы по маршруту до 10 млн тонн к 2027 году.

Роль ТМТМ также возросла для Казахстана по мере сближения Армении и Азербайджана. Создание Маршрута Трампа для международного мира и процветания (TRIPP), который дает Азербайджану прямой сухопутный доступ к его эксклаву Нахчыванской Автономной Республики через территорию Армении под контролем США, также ознаменовало потепление в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Сближение между Баку и Ереваном может обеспечить более широкую связь между Черным и Каспийским морями за пределами существующего маршрута через Грузию. Вряд ли роль Грузии будет полностью заменена альтернативными маршрутами, но другие страны Южного Кавказа и Центральной Азии выиграют от развития нескольких маршрутов.

Развитие ТМТМ остается незавершенной задачей. Для достижения эффективности более устоявшихся северных и морских маршрутов требуются значительные инвестиции. Казахстан вложил миллиарды в модернизацию своей транспортной и логистической инфраструктуры, включая капитальный ремонт портов на Каспийском море и создание новых мультимодальных логистических платформ. Европейский союз также вносит свой вклад в рамках инициативы Global Gateway. Для полного раскрытия потенциала торгового коридора потребуется более тесная координация и финансирование — области, в которых участие более крупных экономических держав может оказаться полезным.

Автор: Доктор Эмиль Авдалиани — профессор Европейского университета. Его исследования посвящены интересам великих держав на Ближнем Востоке и Кавказе. Авдалиани также является автором книг «Новый мировой порядок» и «Малые регионы», работал в различных международных консалтинговых компаниях и в настоящее время публикует статьи, посвященные военным и политическим событиям в бывшем советском пространстве.

Источник: Kazakhstan Embraces Connectivity With The South Caucasus – Analysis

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников