Геополитика

Лидеры ЦА реализуют мечты о рынках и портах Южной Азии

bne INTELLINEWS

12.02.2026

На прошлой неделе лидеры Казахстана и Узбекистана посетили Пакистан, где главными темами их повестки дня стали торговля и транспортное сообщение.

Когда речь заходит о наземном соединении не имеющей выхода к морю Центральной Азии с крупными рынками и морскими портами Южной Азии, конечно, возникает не такое уж и небольшое препятствие в виде Афганистана, с которым необходимо вести переговоры. Поэтому для президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и президента Узбекистана Шавката Мирзиёева развитие маршрутов через Афганистан в Пакистан остается важной задачей.

Страны Центральной Азии на протяжении многих лет поддерживают хорошие отношения с Пакистаном. Более того, до недавнего времени, когда отношения между Центральной Азией и Пакистаном требовали участия Афганистана, именно Центральная Азия обращалась к Пакистану с просьбой возглавить переговоры с их непосредственным соседом.

Однако в последнее время ситуация изменилась. Теперь Пакистан в большей степени полагается на Казахстан, Узбекистан и три другие небольшие страны Центральной Азии в вопросах содействия заключению соглашений с участием Афганистана.

Две железные дороги

С самого начала, после обретения независимости странами бывшей советской Средней Азии в 1991 году, жители Центральной Азии мечтали об открытии южных торговых путей, которые соединили бы их с Пакистаном, Индией и Ближним Востоком.

К сожалению, единственные возможные маршруты должны проходить либо через Иран, который долгое время подвергался международным санкциям, либо через Афганистан, где проблемы с безопасностью не позволяют предпринимать серьезные усилия по развитию необходимой транспортной инфраструктуры.

В 2011 году железнодорожная линия советских времен, проходящая от узбекского пограничного города Термез, который едва достигал границ Афганистана, была продлена на 75 километров (47 миль) до Мазари-Шарифа, крупнейшего города на севере Афганистана.

Пакистан увидел в этом возможность. Можно было построить линию от Мазари-Шарифа на восток на 600 километров до пакистанского города Пешавар. Там она могла бы соединиться с внутренней железнодорожной сетью Пакистана и портами Аравийского моря.

Возвращение Талибана к власти в Афганистане в 2021 году никоим образом не повлияло на энтузиазм Пакистана и Узбекистана по отношению к этому проекту. Напротив, жесткое правление Талибана создало в Афганистане уровень стабильности, невиданный в стране почти полвека.

В феврале 2018 года была отремонтирована и введена в эксплуатацию короткая железная дорога, построенная еще в царские времена и соединяющая Туркменистан с афганским пограничным городом Торгунди. На границе также был построен сухопутный порт, и в 2024 году Казахстан, Туркменистан и Афганистан подписали соглашение о создании совместного логистического центра в Торгунди.

Также в 2024 году Казахстан проявил интерес к проекту, который предусматривал продление железной дороги на юг от Торгунди до Герата, а оттуда до Кандагара и Спин-Булдака на границе с Пакистаном.

В апреле 2025 года Казахстан заявил, что выделит 500 млн долларов на начало строительства железной дороги. Пять месяцев спустя заместитель министра транспорта Казахстана Максат Калиакпаров сообщил на заседании правительства, что 120-километровый участок от Торгунди до Герата должен быть готов к концу 2027 года.

Две поездки в Пакистан

3-4 февраля Токаев посетил Исламабад с первым с 2003 года визитом президента Казахстана в Пакистан.

После встречи с премьер-министром Пакистана Шахбазом Шарифом Токаев в интервью пакистанскому телеканалу Geo News заявил: «Транспортное сообщение действительно стало одним из приоритетных вопросов нашей совместной повестки дня».

Он добавил, что «Казахстан готов участвовать в строительстве коридора Казахстан – Туркменистан – Афганистан – Пакистан» и что Астана и Исламабад уже «тесно сотрудничают» в рамках этого проекта.

Мирзиёев находился в Пакистане 5-6 февраля. После встречи с лидером Узбекистана Шариф заявил: «Мы оба полностью согласны с тем, что железнодорожный проект Узбекистан – Афганистан – Пакистан станет прорывом не только для наших стран, но и для всего региона».

Президенты двух стран выпустили совместное заявление, в котором говорится, что «железнодорожный проект Узбекистан – Афганистан – Пакистан (УАП) является ключевым фактором региональной связности между Центральной Азией и морскими портами Пакистана».

Соглашение, подписанное Пакистаном с Казахстаном и Узбекистаном, предлагает двум центральноазиатским странам «преференциальные условия в портах Карачи, Гвадар и Касим».

И Казахстан, и Узбекистан получат огромную выгоду просто от транзитных сборов, взимаемых на железных дорогах, проходящих через Афганистан, поскольку их собственные железнодорожные сети грузовых перевозок соединяются с пунктами назначения в России и Китае.

Если будут построены афганские железные дороги, то даже Индийский океан и Балтийское море могут быть соединены через Пакистан, Афганистан, Узбекистан и Казахстан.

Два разных отношения с Талибаном

Когда в конце 1990-х годов Талибан правил почти всей территорией Афганистана, только три страны признали его правительство — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан.

Некоторые члены пакистанского правительства имеют давние связи с Талибаном, и когда последний вернулся к власти четыре с половиной года назад, было легко восстановить старые отношения 1990-х годов.

Однако с 2024 года боевики Талибана несколько раз вступали в столкновения с пакистанскими войсками в Пакистане, в частности в Спин-Булдаке в конце 2025 года.

Талибан обвиняет Пакистан в нескольких бомбардировках Афганистана с конца 2024 года.

В конце 1990-х годов правительства стран Центральной Азии, за исключением Туркменистана, рассматривали Талибан как региональную угрозу и отказывались от любых контактов с этой группировкой.

После того как в 2021 году Талибан вновь взял под свой контроль Афганистан, большинство стран Центральной Азии выбрали прагматичный курс на установление делового диалога с Талибаном.

За 20 лет, когда Талибан не был у власти, между Центральной Азией и Афганистаном были установлены беспрецедентные связи, особенно в области экспорта электроэнергии из Центральной Азии, который в настоящее время составляет около 80% импорта электроэнергии Афганистана.

Новая политика окупилась, особенно для Казахстана и Узбекистана.

В 2022 году объем торговли между Казахстаном и Афганистаном, девять десятых которой составлял казахстанский экспорт в Афганистан, составил почти 1 млрд долларов. К 2024 году эта цифра снизилась до 545,2 млн долларов, но, что важно, Казахстан стал основным поставщиком пшеницы и муки в Афганистан.

Экспорт казахстанской пшеницы и муки вырос из-за того, что напряженность в отношениях между Афганистаном и Пакистаном привела к частым закрытиям пограничных переходов между двумя странами.

Торговый оборот между Узбекистаном и Афганистаном в 2025 году составил 1,6 млрд долларов, что почти вдвое превышает показатель 2023 года. Как и в случае с торговлей Афганистана с Казахстаном, афганский экспорт составляет лишь небольшую часть этого объема.

До начала военных действий Пакистан был основным торговым путем для импорта и экспорта Афганистана. Но в 2025 году пакистано-афганская торговля сократилась примерно на 40% до 1,77 млрд долларов.

Этот поворот судьбы оставляет Казахстан и Узбекистан в качестве ведущих участников переговоров с Талибаном по вопросам железнодорожного сообщения, тогда как ранее эту роль играл Пакистан.

Проблемы безопасности, вызванные такими группировками, как Исламское государство провинции Хорасан (ИГ-Хорасан), остаются, но ИГ-Хорасан является проблемой как для Центральной Азии, так и для Талибана, и в нынешней ситуации для Талибана оно представляет меньшую угрозу безопасности, чем Пакистан.

Пакистан и Афганистан медленно продвигаются к некоторому примирению. Афганистан нуждается в Пакистане как в торговом и транзитном партнере. А Пакистан нуждается в Афганистане, чтобы открыть торговые пути на север.

Однако в настоящее время, и впервые, именно Центральная Азия, в особенности Казахстан и Узбекистан, находится в наиболее выгодном положении для переговоров с Афганистаном о реализации давно ожидаемых железных дорог, автомобильных дорог и трубопроводов, ведущих в Пакистан.

Автор: Брюс Паннье 

Источник: PANNIER: Central Asian leaders work to keep dream of linking to South Asian markets and seaports on track

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников