Никогда прежде американцы не пытались так усердно показать центральноазиатским странам, как взаимное сотрудничество может компенсировать неизбежное раздражение России и Китая. Подход нынешней администрации Трампа заключается в том, чтобы отложить в сторону идеологические вопросы и сосредоточиться на экономических преимуществах, находя гораздо большую гармонию с историческими «сатрапами» региона.
В экономическом форуме B5+1, который прошел в Бишкеке (Кыргызстан) в последние дни, также принял участие председатель Государственного комитета по инвестициям Таджикистана Султон Рахимзода, который подчеркнул огромный экономический и инвестиционный потенциал всей Центральной Азии, особо отметив заинтересованность в расширении сотрудничества с США, что было основной темой всей конференции. В конференции приняли участие многочисленные представители государственных органов, деловых кругов и международных организаций из региона и США.
В своем выступлении Рахимзода подчеркнул богатство природных ресурсов и важнейшей инфраструктуры, которые относятся скорее ко всему региону, чем к отдельным государствам, и что формат «Центральная Азия-США» является «идеальным измерением для интенсивного и плодотворного сотрудничества, в том числе на административном уровне, в агропромышленном комплексе и промышленности».
Наиболее значительный потенциал — это «молодой и динамично развивающийся» человеческий ресурс, которому необходимо помогать развиваться посредством обмена информацией с международными партнерами, начиная с американцев и их крупных торговых и сервисных компаний.
Установление все более тесных отношений с американцами, европейцами и западными странами в целом может поставить Центральную Азию перед очень сложным выбором, с риском вызвать противодействие со стороны России и Китая или разочаровать амбиции Трампа и, таким образом, остаться в зависимости от Москвы и Пекина.
Таково мнение эксперта Центра Карнеги Темура Умарова, анализирующего итоги Бишкекского саммита, который подтвердил тенденцию, наблюдаемую в течение нескольких месяцев, когда встречи Дональда Трампа с президентами Узбекистана и Казахстана и миллиардные сделки начали приобретать все более серьезный характер.
Никогда прежде американцы не прилагали таких усилий, чтобы показать центральноазиатским странам, как взаимное сотрудничество может компенсировать неизбежное раздражение со стороны двух крупных евразийских соседей. Поэтому остается открытым вопрос, насколько эффективным будет новый подход или же он потерпит неудачу перед лицом реальности, которую трудно изменить, «как мы видели на примере попыток Трампа остановить российско-украинскую войну», отмечает Умаров.
В конце концов, русские и китайцы всегда считали американцев своими реальными конкурентами на постсоветском пространстве, гораздо больше, чем европейцев, турок или индийцев.
Лидеры Центральной Азии всегда были чувствительны к давлению со стороны США, даже по вопросам, далеким от реальности этих стран, таким как акцент на «демократические ценности». Поэтому подход нынешней администрации Трампа заключается в отказе от идеологических вопросов и сосредоточении внимания на взаимных экономических выгодах, что сразу же привело к гораздо большей гармонии с историческими «сатрапами» Центральной Азии.
По словам Умарова, «ничто теперь не может отвлечь президентов региона от их внимания к Белому дому, ни смутное знание американского президента об этих землях, ни введение дополнительных тарифов», которые в настоящее время составляют 25% для Казахстана и 10% для других четырех стран, «публично отстраняя Сороса, неправительственные организации и борьбу с изменением климата».
Хотя нынешние американские предложения и отличаются от предложений предыдущей администрации Байдена, они не сильно отличаются от тех, которые уже были реализованы в предыдущие годы в отношении центральноазиатских государств, начиная с их интереса к редкоземельным металлам.
Теперь все зависит от эффективной реализации многочисленных проектов, в то время как местные президенты соревнуются между собой, кто сможет наиболее эффективно похвалить своего коллегу в Вашингтоне. Пока что явным лидером является Токаев из Казахстана, который охарактеризовал Трампа как «великого лидера и истинного государственного деятеля, посланного с небес, чтобы восстановить здравый смысл и традиции, которые мы все разделяем, как во внутренней политике США, так и в отношениях с такими зарубежными странами, как наша», с неявным благословением Путина и Си Цзиньпина, которые знают, что останутся у власти гораздо дольше, чем любой американский президент.
Автор: Владимир Розанский
Источник: United States sets sights on Central Asian potential
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников