13.01.2023 2863

Может ли Казахстан спасти Европу в условиях российского нефтяного эмбарго?


The Jamestown Foundation

29 декабря 2022 года казахстанская государственная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» объявила о планах экспорта нефти в Германию с января 2023 года. Были достигнуты договоренности об экспорте в общей сложности 1,2 миллиона тонн нефти по трубопроводу «Дружба» через Россию и Украину.

Появившись вскоре после объявления Европейского Союза о частичном эмбарго и ограничении цен на российскую нефть, эта новость вызвала дискуссии о том, может ли Казахстан играть более значительную роль на европейском энергетическом рынке. Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заверил чиновников ЕС, что страна «готова использовать свой углеводородный потенциал для стабилизации ситуации на мировом и европейском рынках».

Хотя Москва внесла свою долю хаоса в региональные энергетические рынки, невозможно обсуждать экспорт казахстанской нефти без упоминания северного соседа Астаны. Россия выступает в качестве посредника при транспортировке казахстанской нефти на мировые рынки, поскольку 96 процентов всего экспорта нефти проходит через российскую территорию, а это означает, что способность Астаны экспортировать нефть во многом зависит от стабильных отношений между двумя странами.

В 2021 году Казахстан экспортировал 65,7 млн тонн нефти, более 50 млн из которых отправились в Европу через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и трубопровод «Дружба». В обычных условиях эта зависимость не была столь проблематичной для Казахстана. Однако в 2022 году, возможно, из-за многочисленных аномальных обстоятельств, включая тотальную войну России против Украины, Казахстан ощутил негативные последствия такой зависимости, когда работа КТК была временно приостановлена в четырех отдельных случаях. Российская энергетическая компания, эксплуатирующая КТК, «Транснефть», давала странные объяснения прекращению работы, включая повреждения, вызванные беспрецедентными штормами и плавающими минами времен Второй мировой войны.

Время этих перерывов побудило многих обвинить Москву в попытке заставить Казахстан выразить явную поддержку войне в Украине, в вопросе которой Астана сохраняет дипломатический нейтралитет. Однако более правдоподобным объяснением этих приостановок является то, что Россия пытается ограничить мировые поставки нефти и тем самым вызвать инфляцию на мировую цену на нефть, чтобы отбить у Запада желание вводить дополнительные санкции против российского экспорта энергоносителей.

Тем не менее, несмотря на неудачи КТК в 2022 году, несколько ключевых причин поддерживают мнение о том, что казахстанская нефть продолжит более или менее стабильный транзит на европейские рынки в 2023 году и далее. Во-первых, Казахстан - один из немногих оставшихся у России важнейших союзников, и Москва не может рисковать оттолкнуть Астану, создавая дополнительные препятствия, поскольку Казахстан является важнейшим партнером в обходе западных санкций. Во-вторых, Россия экспортирует часть своей нефти в Китай по казахстанским трубопроводам, и Астана может приостановить этот экспорт в ответ на любые будущие сбои. Хотя это маловероятно, такой вариант остается жизнеспособной контрмерой. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, Астана пользуется поддержкой Пекина в этом вопросе. Китайские власти ответили на перебои в работе КТК в прошлом году, заморозив крупный инвестиционный нефтехимический проект компании Sinopec в России и усилив рвение Пекина в соблюдении антироссийских санкций.

Однако, даже если Казахстану удастся решить огромное количество политических сложностей таким образом, чтобы обеспечить бесперебойный поток своей нефти в Европу через Россию, он все равно столкнется с серьезными логистическими проблемами. Хотя КТК и трубопровод «Дружба» имеют возможность транспортировать больше нефти, маловероятно, что Россия позволит Казахстану воспользоваться нефтяным эмбарго и увеличить экспорт за счет Москвы. Таким образом, для удовлетворения растущего европейского спроса потребуются дополнительные экспортные маршруты через другие страны.

Правительство Казахстана уже начало диверсифицировать свои экспортные маршруты и добавлять новые. В июле 2022 года, выступая на специальном заседании правительства по развитию транспортно-транзитного потенциала, Токаев заявил, что для экспорта казахстанских энергоносителей «приоритетным направлением является транскаспийский маршрут». Здесь президент Казахстана имел в виду Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), или Средний коридор, - транспортный и транзитный коридор, проходящий через Азербайджан, Грузию, Казахстан и Турцию.

С этой целью Казахстан успешно завершил переговоры об экспорте около 5 миллионов тонн нефти в 2023 году по ТМТМ. Планируется использовать западный порт Казахстана Актау для отправки нефти в Баку танкерами, а затем транспортировать поставки в порты Средиземного моря по трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Баку-Супса. Этот экспортный маршрут был доступен Казахстану для транзита еще в 2006 году, но Астане не было необходимости широко использовать его для экспорта - до сих пор.

Астана продолжает склоняться к маршрутам, проходящим через Россию, вместо использования маршрута ТМТМ, в основном из-за серьезных логистических трудностей и более высоких расходов. Стоимость транспортировки нефти по КТК составляет $38 за тонну, в то время как стоимость транспортировки по трубопроводу БТД составляет не менее $90 за тонну. Более высокие затраты являются результатом логистических трудностей, которые связаны с транспортировкой нефти с использованием железнодорожных цистерн, танкеров и трубопроводов, а также с многократной погрузкой и разгрузкой грузов.

В этих условиях частные компании, которые добывают и экспортируют около 75 процентов всей казахстанской нефти, естественно, склонны переждать войну в надежде на лучшее будущее. Превращение ТМТМ в жизнеспособный экспортный маршрут требует огромных инвестиций, постоянных многосторонних переговоров и значительного количества времени, чего заинтересованные стороны стремятся избежать.

Таким образом, было бы наивно полагать, что Казахстан сможет заполнить пустоту, оставленную нефтяным эмбарго ЕС, особенно в ближайшем будущем. В настоящее время перспективы Астаны играть более значительную роль на европейском энергетическом рынке по-прежнему во многом зависят от России. Хотя достаточно фактов подтверждают мысль о том, что Москва не будет препятствовать экспорту казахстанской нефти в Европу в 2023 году, надежда на то, что Россия позволит использовать свою трубопроводную инфраструктуру для увеличения зарубежного экспорта и обогащения своих соседей, является глупой. Казахстан может использовать альтернативные маршруты для экспорта большего количества нефти в Европу, но логистические трудности и более высокие затраты, связанные с ними, пока заставляют заинтересованные стороны воздерживаться от их использования и развития.

Источник: Can Kazakhstan Rescue Europe Amid the Russian Oil Embargo? - Jamestown

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников