Культура

Звезды немецкого и американского балета блистают в Казахстане

Euronews

15.12.2025

Звезды Берлинского государственного балета и Американского театра балета возглавили Freedom Festival IV с балетом «Пахита» в постановке Алтынай Асылмуратовой в Казахстане, а современная программа Берлинской балетной труппы исследовала будущее балета.

На двух крупнейших казахстанских сценах — в столице Астане и в Алматы — Freedom Festival IV объединил некоторых из самых известных представителей мира балета.

Звезды Берлинского государственного балета и Американского театра балета объединили свои силы с Астанинской оперой и Берлинской балетной труппой, чтобы представить программу из двух актов: классическую постановку «Пахиты», за которой последовала серия современных произведений. Билеты на фестиваль были быстро распроданы, что явно свидетельствует о растущем спросе на балет мирового уровня в Казахстане.

Акт I: Классическая «Пахита»

Первый вечер открылся балетом «Пахита» в постановке Алтынай Асылмуратовой — народной артистки России, бывшей прима-балерины Мариинского театра, Королевского балета, Национального балета Марселя и нынешнего художественного руководителя Астаны Опера.

«Она великолепна — одна из моих любимых балерин», — сказала Хлоя Мисселдин, солистка Американского театра балета, исполнившая главную роль.

Международный актерский состав прибыл в Казахстан всего за неделю до начала фестиваля и должен был переехать из Астаны в Алматы, что оставляло мало времени на репетиции. Однако для Мисселдин сжатый график не был проблемой: она танцевала в этом вечном шедевре два года назад и сразу же снова почувствовала себя в этой роли как дома.

На пресс-конференции Мартин тен Кортенаар, солист Берлинского государственного балета, исполняющий роль Люсьена д'Эрвильи, отметил, что, несмотря на плотный график, репетиции прошли гладко и были сосредоточены на работе.

И он, и Мисселдин привыкли к международному сотрудничеству, которое они считают жизненно важным для своего художественного развития. «Танцору всегда приятно путешествовать и работать с другими танцорами, — сказал он. — Для меня это открывает глаза на остальной мир балета».

Само представление было образцом академической точности: ведущие роли были исполнены с технической четкостью и артистическим изяществом, кордебалет был отточен и уверен в себе, а зрители отреагировали восторженными аплодисментами и криками «Браво!».

Акт II: Современная программа — CHOREO X

Второй акт перешел в современную территорию, где Берлинский балетный театр — вместе с приглашенными артистами Хлоей Мисселдайн и Мартином тен Кортенааром — исполнил произведения, которые были чувственными, уязвимыми, страстными и смело выразительными. Каждое произведение передавало свой собственный эмоциональный язык, но вместе они формировали целостный и убедительный рассказ. В отличие от классической традиции, продемонстрированной в первом акте, второй акт исследует современный ландшафт балета и указывает на его будущее.

Аршак Галумян, директор ансамбля, подчеркнул важность такого художественного обмена: «Создание культурных мостов имеет неоценимое значение — для Казахстана, для международных компаний, для всех. Обмен знаниями — единственный способ, которым мы можем расти и развиваться вместе».

Кульминацией акта стало смелое представление GOOD OLD MOONE, в котором танцоры в конце концов начали кричать — это было сырое, катарсическое излияние, повторявшееся до тех пор, пока его энергия не стала почти заразительной. На мгновение показалось, что вся публика может присоединиться к ним. Ощущение освобождения было ощутимым, и зал взорвался аплодисментами.

За пределами сцены

Это уже третье выступление Берлинского балетного театра на Freedom Festival IV, и каждый раз ансамбль представляет новый репертуар. Несколько произведений в этом году были премьерами, что свидетельствует о стремлении театра к экспериментам и художественному развитию.

На фестивале также была представлена инсталляция современного искусства казахско-узбекской художницы Азизы Шаденовой, ранее представленная на Бухарской биеннале в Узбекистане.

За четыре года своего существования Freedom Festival IV стал традицией, объединяющей различные формы искусства и способы самовыражения, создавая платформу для диалога, вдохновения и художественного развития.

Автор: Меруерт Жакиянова

Источник: On point: Berlin State Ballet and American Ballet Theatre stars sparkle at Kazakh Freedom Festival

Перевод Дианы Канбаковой