Постсоветская республика стремится диверсифицировать свою экономику, выйдя за рамки сырьевого сектора, и позиционирует себя как место для приключенческого туризма.
За последнее десятилетие Центральная Азия привлекает все большее внимание со стороны мирового сообщества. По мере того как этот регион, который до сих пор оставался в значительной степени неизвестным для западного мира, открывается для международного бизнеса, транснациональной торговли и «многовекторной дипломатии», такие страны, как Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, также привлекают множество туристов, желающих открыть для себя новое удивительное место «вдали от проторенных дорог», пока об этом не узнал остальной мир.
В рамках коллективных усилий стран Центральной Азии по созданию положительного имиджа Кыргызстан добился значительных успехов в инвестировании в свою туристическую индустрию. Страна продвигает некоторые из своих величайших достопримечательностей в области открытых исследований, природы, горного туризма, верховой езды, кемпинга и дальних поездок на автомобиле. Хотя Кыргызстан является в значительной степени неизвестной страной бывшего Советского Союза, которая привлекает лишь небольшое количество туристов, желающих исследовать неизвестную и неслыханную местность, у него есть значительный потенциал для роста и развития.
В январе 2025 года Кабинет министров Кыргызстана утвердил новый пятилетний стратегический план: Программу устойчивого развития туризма. Цель, помимо укрепления туристического сектора страны, заключается в его увязке с региональным развитием и охраной окружающей среды.
Туризм и гостеприимство давно остаются основными составляющими «бренда страны». По мере роста значимости Центральноазиатского региона, путевые заметки в социальных сетях о природе, истории, культуре, искусстве и, самое главное, еде, сделают его востребованным туристическим направлением. Обладая горами и озерами, напоминающими Альпы, кочевым образом жизни, который предлагает исключительные возможности для кемпинга, и историческим наследием, связывающим его с легендарным Шелковым путем, Кыргызстан — это страна, которая может поразить даже самого искушенного путешественника.
Однако только недавно Министерство туризма страны начало использовать эти преимущества для содействия созданию рабочих мест, диверсификации экономики, региональному развитию и более широкому устойчивому росту. Если конечной целью брендинга страны является формирование положительного имиджа страны и ее народа для более широкого международного сотрудничества, то большая часть этого имиджа начинается с туризма и маркетинга, которые, в свою очередь, начинаются с доступности. Кыргызстан — одна из самых доступных стран Центральной Азии для граждан Европы и Северной Америки, которые могут посещать ее без визы на срок до 60 дней.
Преимущества открытия страны многочисленны. Первым и наиболее важным из них являются непосредственные экономические выгоды от развития туризма. По оценкам, в 2024 году Кыргызстан получил доход в размере 345 миллионов долларов. Во-вторых, туризм требует создания новых рабочих мест и развития местной экономики за счет строительства современных отелей, транспортных услуг, многоязычных гидов, ресторанов и ремесленных изделий.
Хотя это и не имеет прямого отношения к туристической индустрии, правительство Кыргызстана недавно модернизировало и расширило автомагистраль A365, которая обеспечивает отличный доступ из международного аэропорта Манас, расположенного к северу от столицы Бишкека, через восточные и южные регионы страны и предлагает захватывающие виды на горы Тянь-Шаня, которые часто заставляют остановиться и сфотографировать эту красоту.
В-третьих, инвестиции в туристическую индустрию открывают возможности для роста и развития небольших городов и сельских районов. Автомагистраль A365 проходит через многие такие сельские населенные пункты по пути к таким местам, как ледниковое озеро Иссык-Куль, горные тропы Барскоон или удаленный караван-сарай Таш-Рабат. Она не только позволяет этим небольшим населенным пунктам предлагать гостям ночлег и питание, но и соединяет эти города с более крупной инфраструктурой, которая улучшает как транспортное сообщение, так и доступ к цифровым технологиям и средствам связи, которые за пределами Бишкека по-прежнему находятся в зачаточном состоянии.
В-четвертых, растущая туристическая индустрия способствует диверсификации экономики Кыргызстана, которая, как и во многих других странах Центральной Азии, традиционно зависит от добывающих отраслей, таких как горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство. Эта модель долгосрочной экономической модернизации уже реализуется в Казахстане и Узбекистане, которые в последнее время считают туризм важным источником дохода. По мере роста туризма появляются значительные возможности для прямых иностранных инвестиций в туристическую инфраструктуру, такую как гостиницы, курорты с природными источниками и спа-салонами, а также базы отдыха.
В советский период Кыргызстан был известен как одно из лучших мест для оздоровительного отдыха и санаторного лечения. Знаменитый советский космонавт Юрий Гагарин проводил время на курортах между Иссык-Кулем и Барскоон. Программа устойчивого туризма определила потенциал оздоровительного и нишевого туризма, который не только основан на природной красоте Кыргызстана, но и способствует расширению инфраструктуры здравоохранения для местного населения.
В-пятых, Программа устойчивого туризма Кыргызстана поставила пятилетнюю цель войти в топ-50 Индекса конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма Всемирного экономического форума. Благодаря либерализации визового режима Кыргызстан имеет потенциал для позиционирования себя как одного из лучших направлений для путешествий по горам Центральной Азии и объектам Шелкового пути, укрепляя тем самым свой имидж как место гостеприимства и приключений.
Наконец, при надлежащем управлении развитие туризма соответствует более широким целям в области устойчивого развития (ЦУР), продвигаемым ООН, которые направлены на улучшение условий труда, сокращение неравенства между городом и селом и уделение особого внимания охране окружающей среды. В сочетании с туристической индустрией ЦУР могут способствовать инвестированию в культурную инфраструктуру, которая продвигает кочевые традиции в сфере активного отдыха, восстановлению и сохранению исторических объектов Шелкового пути, а также улучшению качества жизни в сельских населенных пунктах и общинах.
В настоящее время на долю туризма приходится около 2,7% ВВП Кыргызстана. Программа устойчивого туризма направлена на увеличение этой доли как минимум до 7% к 2030 году. Эти цели, безусловно, не лишены рисков, поскольку рост туризма увеличивает нагрузку на окружающую среду, усугубляет социально-экономическое неравенство между районами, ориентированными на туризм, и остальной частью страны, а также требует увеличения расходов на инфраструктуру и стандарты безопасности. Тем не менее, это инвестиции, которые страна готова сделать, и которые сигнализируют, что Кыргызстан открыт для бизнеса, готов сотрудничать с региональными и международными партнерами и серьезно настроен на модернизацию в сфере туризма. Такой брендинг страны может укрепить доверие как частного сектора, так и иностранных инвесторов.
Для обеспечения устойчивого развития растущей туристической индустрии Кыргызстана необходимо участие местного населения в работе отелей, кемпингов и курортов. Повышение квалификации гидов, отельеров и экологов способствует развитию местной экономики и обеспечивает охрану окружающей среды. Хотя русский язык широко распространен в Кыргызстане и регионе, обучение английскому и китайскому языкам также имеет большое значение.
Туризм имеет потенциал для преобразования экономики и инфраструктуры Кыргызстана. Благодаря значительным доходам от иностранных туристов появляются средства для создания хорошо оплачиваемых рабочих мест, которые позволяют поднять уровень жизни сельских общин, диверсифицировать экономику за пределы нескольких секторов, зависимых от природных ресурсов, содействовать рациональному природопользованию и устойчивому развитию, а также позиционировать Кыргызстан как одно из лучших мест для приключенческого и экологического туризма в Центральной Азии.
Автор: Майкл Росси — преподаватель политологии в Ратгерском университете в Нью-Джерси, США, и приглашенный профессор Университета Вебстера в Ташкенте.
Источник: How Kyrgyzstan Is Leading Central Asian Tourism
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников