Тюркский мир быстро меняет геополитический ландшафт Евразии. То, что когда-то казалось романтической мечтой о единстве, превратилось в развивающуюся систему безопасности, экономических коридоров и общего культурного пространства с центрами в Баку и Анкаре. Пока одни страны теряют влияние, другие быстро переписывают правила игры.
Но готов ли мир к тому, что тюркские государства будут действовать как независимые игроки, а не как «периферия» бывших империй? Какие опасения скрывают Москва и Тегеран за дипломатическими формулировками? И почему Центральная Азия вновь оказалась на перекрестке глобальных интересов?
Эти вопросы лежат в основе откровенной беседы с турецким политологом Хюсаметтином Иначем, профессором международных отношений Университета Думлупынар, который объясняет, как тюркская интеграция становится новым фактором в глобальном балансе сил.
— По вашему мнению, какие ключевые факторы позволили тюркским государствам Центральной Азии постепенно перейти от формальной независимости к реальному укреплению своего суверенитета и независимой внешней политике?
— Тюркские государства Центральной Азии обрели независимость в 1991 году после распада Советского Союза. Однако, поскольку они никогда ранее не испытывали реальной независимости и не осуществляли свой суверенитет, первые годы принесли серьезные трудности, и эти страны решили сохранить свою зависимость от России в рамках Содружества Независимых Государств.
К сожалению, Турция в то время также переживала чрезвычайно сложные времена: серьезный экономический и политический кризис не позволял установить полноценные связи с тюркскими государствами.
Тем не менее, можно сказать, что формирование этих связей началось уже в начале 2000-х годов. В этот период центральноазиатские государства постепенно решали внутренние вопросы и урегулировали пограничные проблемы. Большую часть населения составляли русские, но со временем значительная часть русскоязычного сообщества покинула регион, и страны уверенно двинулись к реальной независимости.
— Считаете ли вы, что Турция смогла превратиться из регионального участника в ключевой стратегический центр всего тюркского мира именно благодаря проектам транспортной и энергетической интеграции?
— В тот период Турция строила тесные отношения с Европейским союзом и укрепляла себя как государство, более приверженное демократическим ценностям, правам человека, верховенству закона и конституционным свободам. После прихода к власти Партии справедливости и развития в 2002 году эти процессы еще более ускорились.
Первоначально созданная как Совет тюркских государств, в 2020 году эта структура была переименована в Организацию тюркских государств. Она сформировала независимый секретариат и стала эффективным механизмом, который разрабатывает совместную политику и принимает модель интеграции, укрепившуюся за прошедшие годы.
Ключевым фактором, способствующим сотрудничеству, стала инициатива «Пояс и путь», соединяющая Китай и Великобританию, то есть Пекин и Лондон. Ее основной коридор проходит через Каспийский регион, через территории тюркского мира, ведя в Турцию и Европу, что со временем еще больше укрепило отношения.
Еще одним важным направлением стало сотрудничество в энергетической сфере, поскольку тюркские государства Центральной Азии (за исключением Кыргызстана) обладают большими запасами природного газа и нефти. Постепенно были заключены соглашения об экспорте этих ресурсов в Европу через Турцию.
— Учитывая быстрое укрепление тюркской военно-политической интеграции, центром которой становится Баку, какие вызовы и риски могут возникнуть со стороны внешних игроков, в первую очередь России и Ирана, и как Организация планирует их нейтрализовать?
— Конечно, при обсуждении этих отношений необходимо подчеркнуть особую связь между Турцией и Азербайджаном. Она основана на глубоких исторических узах, уходящих корнями в освобождение Баку в 1918 году. Как известно, в 1918 году Азербайджан создал первое национальное независимое тюркское государство, и Османская империя, в частности Кавказская исламская армия, сыграла в этом важную роль.
Победа во второй карабахской войне в ноябре 2020 года еще больше укрепила и закрепила эти особые отношения.
Поскольку Турция использовала в регионе свои беспилотные летательные аппараты и ударные БПЛА, а также благодаря своей сдерживающей силе не допустила вмешательства России в войну, она внесла огромный вклад в военное консультирование, подготовку и реструктуризацию азербайджанской армии. Эти факторы сыграли решающую роль, и 44-дневная Отечественная война стала отправной точкой совершенно нового процесса. Другие тюркские государства также увидели геополитический мультипликативный эффект, созданный сотрудничеством между Турцией и тюркским государством на Южном Кавказе. Позже к этому альянсу присоединился Узбекистан.
Недавно Узбекистан и Азербайджан подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, в значительной степени схожее с Шушинской декларацией, подписанной с Турцией. А на последнем саммите в Ашхабаде Организация тюркских государств приняла решение о создании новой архитектуры безопасности и обороны с Азербайджаном, то есть Баку, в качестве центра. Отныне совместные военные учения тюркских государств будут проводиться в Баку, формируя модель интеграции, напоминающую как НАТО, так и Европейский союз. Естественно, это вызвало серьезную озабоченность в некоторых странах региона.
Россия, которая всего год назад отвергала извинения и требования компенсации после того, как был сбит азербайджански самолет, и терпела несправедливое обращение с азербайджанской диаспорой на своей территории, в конечном итоге решила нормализовать отношения с Азербайджаном, признала требования компенсации и предпочла двигаться в направлении восстановления связей.
Таким образом, сегодня даже Туркменистан, который ранее сохранял полностью нейтральный и неприсоединившийся статус, постепенно будет играть более активную и ведущую роль в Организации тюркских государств. Интеграция туркменского газа с Турцией через Азербайджан еще больше укрепит отношения. Однако, к сожалению, в Казахстане и Кыргызстане сохраняются определенные проблемы.
— Учитывая, что война в Украине отвлекла Россию от Центральной Азии, но возможное мирное соглашение может вернуть ее внимание к региону, какие стратегические шаги тюркоязычные государства должны сейчас сделать в первую очередь, чтобы укрепить свои позиции и предотвратить новый виток геополитической зависимости от России?
— В Казахстане российское влияние остается довольно сильным. В Кыргызстане, как известно, доминирует китайское влияние, и обе страны демонстрируют все большую решимость углублять интеграцию с внешними партнерами. Глядя на ситуацию в целом, можно сказать, что новая модель взаимодействия Турции с тюркскими государствами Центральной Азии и создание нового архитектурного пространства через Организацию тюркских государств ставят Анкару в важное положение в конкуренции между Россией и Китаем.
Если оглянуться на недавний исторический период, то еще не так давно Россия воспринимала этот регион исключительно как свой «задний двор», а Китай через Узбекистан и Афганистан оказывал на него сильное влияние. Но сегодня мы наблюдаем постепенное ослабление этого китайского влияния. По мере роста влияния Турции и усиления суверенитета и независимости тюркских государств влияние Китая снижается.
Кроме того, продолжающаяся четырехлетняя война, развязанная Россией против Украины, значительно ограничила способность Москвы сосредоточиться на этом регионе. В то же время возрожденная повестка дня по Зангезурскому коридору, теперь под названием «Дорога мира Трампа», стала важным фактором укрепления присутствия США в регионе. Существуют также серьезные противоречия между Китаем и Россией в отношении Сибири.
Китай, гигантское государство с огромным населением и мощной экономикой, почти всегда выходит победителем из сотрудничества с Россией. Однако, поскольку Украина действует совместно с НАТО и Европой, политика изоляции президента Трампа привела к формированию более тесного альянса между Россией, Китаем и Индией. Для Организации тюркских государств это можно считать положительным фактором на данном этапе.
Потому что, пока эти державы занимаются своими внутренними противоречиями, у них нет времени и ресурсов, чтобы сосредоточиться на Центральной Азии. Однако, если война в Украине достигнет мирного урегулирования в рамках «плана из 28 пункто» или «плана Трампа», интерес России к региону, к сожалению, вновь усилится. И это может привести к попыткам Москвы ограничить роль Турции как на Южном Кавказе, так и в Центральной Азии.
Однако Россия, особенно в контексте войны в Украине, заняла позицию государства, которое из-за своей имперской экспансионистской природы было фактически вытеснено из международной системы, прежде всего Европой. Поэтому ее экономическое, политическое и дипломатическое восстановление, вероятно, займет время. И тюркские государства должны использовать это время как можно более эффективно.
— Какие конкретные шаги, на ваш взгляд, должны предпринять Турция и Азербайджан в ближайшие годы, чтобы защитить развитие единой системы обороны и культурного пространства от внешнего давления и попыток «разделить» тюркский мир?
— Особенно важно укрепить оборонную промышленность и совместно с Турцией создать единую систему противовоздушной обороны, а также вывести военное сотрудничество на более высокий, институционализированный уровень. Независимость невозможна без экономической самодостаточности. Поэтому экономическая консолидация и дальнейшее укрепление – это вопросы, которые необходимо решить в течение ближайших 3–4 лет.
Не менее важно углублять культурные связи. «Мягкая сила» играет ключевую роль в формировании общественного мнения внутри государств и подготовке обществ к более тесному взаимодействию. Сегодня Турция принимает тысячи, десятки тысяч студентов из тюркского мира, особенно из Азербайджана.
Эти процессы необходимо и дальше укреплять с помощью таких институтов, как Юнус Эмре, Мевлана, Маариф, ТИКА и других. На данном этапе одной из самых серьезных проблем для тюркского мира могут стать попытки империалистических и экспансионистских держав, особенно манипулятивные действия, продемонстрированные недавно Европейским союзом, подрывать отношения между тюркскими государствами. Такое вмешательство недопустимо.
Тюркские государства должны ставить партнерство между собой выше отношений с другими странами.
Автор: Абульфаз Бабазаде
Источник: Hüsamettin İnac: Some powers are trying to divide the Turkic world - INTERVIEW
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников