Кто-то на севере Афганистана, недалеко от таджикской границы, нападает на китайских рабочих, находящихся по другую сторону реки, на территории Таджикистана.
26 ноября трое китайских шахтеров были убиты в результате нападения, в ходе которого нападавшие использовали дрон, оснащенный огнестрельным оружием и гранатами, а 30 ноября двое китайских дорожных рабочих были застрелены.
Трудно сказать, кто стоит за этими убийствами, и точно определить их мотив, но насилие привело к контактам на высшем уровне между властями Таджикистана и Афганистана с момента возвращения Талибана к власти в Кабуле в августе 2021 года.
Подозреваемые
Сразу после первого нападения в юго-западном районе Таджикистана Шамсиддин-Шохин таджикские власти обвинили в этом наркоконтрабандистов. Редко заселенные, труднопроходимые горы вдоль таджикско-афганской границы являются идеальной территорией для контрабанды драгоценных и полудрагоценных камней, оружия, сигарет и наркотиков.
Почему контрабандисты решили убить китайских рабочих на золотодобывающем предприятии, не было объяснено, хотя были предположения, что нападение было совершено в отместку за инцидент, произошедший несколькими днями ранее.
В ночь на 20 ноября таджикские пограничники обнаружили группу людей, пересекавших границу из Афганистана в Таджикистан. Пограничники использовали вооруженный дрон для атаки на группу, в результате чего двое нарушителей были убиты. Таджикские пограничники никогда раньше не использовали дроны таким образом. На следующий день после удара дрона были обнаружены тела и 116 пакетов с наркотиками.
Если мотивом было отомстить за смертоносную операцию с использованием дронов, то остается неясным, почему преступники напали на лагерь рабочих, когда таджикский пограничный пост находится неподалеку.
Было легче поверить, что китайцы не были целью нападения, но после второго нападения стало невозможно считать, что китайцы были просто побочным ущербом в конфликте между таджикскими пограничниками и контрабандистами.
В ноябре 2024 года произошло нападение на золотодобывающий объект, также в районе Шамсиддин-Шохин, в результате которого один китайский рабочий погиб, а четверо получили ранения. Также был ранен таджикский рабочий. Как и в случае с нападением 26 ноября, таджикские власти обвинили наркоконтрабандистов, не объяснив, как эти люди, которые, по-видимому, пытались незаметно пройти по известным им маршрутам, в итоге заблудились и открыли огонь по золотодобывающему лагерю, когда их обнаружили.
Если не они, то кто же?
Однако, если за вооруженными нападениями стоят не наркоторговцы, то кто же?
Появилась информация, что в районе Маймай в Афганистане были задержаны два человека по подозрению в убийстве двух китайских дорожных рабочих, но подробности о задержанных и их мотивах не сообщаются.
Двумя наиболее очевидными подозреваемыми являются военизированные террористические группировки «Исламское государство провинции Хорасан» (ИГИЛ-К) и «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ).
ИГИЛ-К базируется в Афганистане. В своей пропаганде она осуждает роль Китая в Афганистане и Центральной Азии. Группировка совершила нападения на граждан Китая в Афганистане, в частности, в декабре 2022 года на отель в Кабуле, где регулярно останавливались китайские дипломаты и бизнесмены.
В мае 2022 года боевики ИГИЛ-К запустили ракеты из Афганистана в Таджикистан, но жертв и ущерба не было.
Примечательно, что ИГИЛ-К обычно берет на себя ответственность за свои нападения. Если бы оно совершило смертоносные нападения на китайских рабочих, то почти наверняка опубликовало бы об этом сообщение.
ИДВТ — это уйгурская сепаратистская группировка, которая действовала в условиях хаоса в Ираке и Сирии 10 лет назад. Она появилась в Афганистане вскоре после ввода в страну войск США и их союзников. Многие из ее боевиков уехали на Ближний Восток. Некоторые вернулись в Афганистан после того, как такие группировки, как ИГИЛ-К и другие, были разгромлены в Ираке и Сирии. ИДВТ возникла в западном Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (СУАР), граничащем с Центральной Азией. Ее цель — освобождение СУАР от Китая.
ИДВТ является союзником Талибана. Но после того, как Талибан вновь пришел к власти чуть более четырех лет назад, он пообещал всем ближайшим соседям Афганистана, что не позволит никаким вооруженным группировкам, присутствующим в стране, планировать или осуществлять нападения на них. Власти Талибана также дали китайским официальным лицам гарантии, что ИДВТ не будет разрешено осуществлять нападения на Китай или на китайские интересы в Афганистане.
В поиске виновных в гибели пяти китайских рабочих есть еще одна возможность. 2 декабря министр иностранных дел Талибана Амир Хан Муттаки неопределенно обвинил группы, пытающиеся нанести ущерб «позитивным отношениям» между Афганистаном и Таджикистаном.
Здесь на ум приходит как минимум одна группа, а именно Джамаат Ансарулла, террористическая организация из Таджикистана, которая вступила в союз с Талибаном для борьбы с иностранными и афганскими правительственными войсками.
По крайней мере, несколько сотен боевиков Джамаат Ансарулла все еще находятся в Афганистане. В конце 2021 года, когда напряженность между таджикским правительством и Талибаном нарастала, некоторые боевики Джамаат Ансарулла были отправлены для усиления талибских боевиков, размещенных вдоль таджикской границы.
В январе 2024 года появились сообщения о том, что командир Джамаат Ансарулла Мухаммад Шарифов, известный также как Махди Арсалон, пропал без вести после того, как несколько месяцев назад уехал в Кабул. По некоторым данным, он был взят в заложники наркоторговцами. Другие объясняли его исчезновение тем, что Талибан бросил Арсалона в тюрьму или даже убил его.
Затем в феврале 2024 года появились сообщения о секретных переговорах между представителями Талибана и Таджикистана, в ходе которых Талибан предложил выступить посредником в переговорах между таджикскими властями и Джамаат Ансарулла в Афганистане. Однако источники в таджикском правительстве заявили, что Душанбе настаивает на экстрадиции боевиков этой группировки в Таджикистан или на принятии Талибаном мер по разоружению и роспуску группировки.
Отношения между Таджикистаном и Талибаном улучшаются. Некоторые члены Джамаат Ансарулла могут задаться вопросом, не станет ли продолжение присутствия их группировки в Афганистане частью переговоров между Таджикистаном и Талибаном. Усиление напряженности на таджикско-афганской границе может способствовать продлению пребывания Джамаат Ансарулла в Афганистане.
Последнее возможное объяснение убийства китайских рабочих связано с боевиками Талибана, находящимися у таджикской границы. Могли ли некоторые из этих боевиков самостоятельно организовать нападения?
С конца августа произошло две перестрелки между таджикскими пограничниками и боевиками Талибана. Несколько талибов и, возможно, таджикских пограничников также погибли.
В обоих столкновениях таджикские пограничники участвовали в Шамсиддинском районе, том же районе, где 26 ноября были убиты китайские шахтёры.
Нападение на китайских дорожных рабочих, тем временем, произошло в Дарвазском районе, следующем к востоку от Шамсиддина Шохина.
Возможно, некоторые боевики Талибана, потерявшие товарищей в недавних перестрелках с пограничниками, решили устроить панику на таджикской стороне границы.
Интересно, что на афганской стороне границы также находятся китайские рабочие, некоторые из которых также занимаются добычей золота, но на них не нападали.
Проблеск надежды
Возвращение Талибана к власти вызвало серьезное недовольство таджикского правительства. Резкие словесные перепалки стали нормой, но с осени 2024 года наблюдались и некоторые дружеские контакты.
Глава службы безопасности Таджикистана Саймумин Ятимов совершил необъявленный визит в Кабул в сентябре 2024 года. В мае этого года глава афганской энергетической компании принял участие во встрече в столице Таджикистана Душанбе с представителями стран, участвующих в проекте линии электропередачи «Центральная Азия — Южная Азия» (CASA-1000). Губернатор северной афганской провинции Балх встретился с Ятимовым в Душанбе в конце октября, а в середине ноября в Кабуле находилась делегация правительства Таджикистана.
Нападения на китайских рабочих вызвали осуждение как со стороны властей Таджикистана, так и со стороны властей Талибана.
Талибан разрешил группе из Таджикистана осмотреть предполагаемые места подготовки терактов на территории Афганистана. 2 декабря состоялся телефонный разговор между министрами иностранных дел Таджикистана и Талибана. Это был первый в истории прямой контакт между ними.
Китай призвал китайские компании и работников в Таджикистане, расположенном недалеко от афганской границы, покинуть этот район. Пекин ждет ответов о виновных в нападениях.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон приказал военным и силовым структурам сделать все возможное, чтобы предотвратить очередное нападение, пока таджикские власти ждут ответов от Талибана.
Кого Талибан назовет виновным, зная, что им нужно удовлетворить как таджикские, так и китайские власти?
Авторы: Брюс Паннье
Источник: PANNIER: Who’s killing Chinese workers on the Afghan-Tajik frontier?
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников