Проправительственные кандидаты одержали победу, а несколько критически настроенных голосов остались в меньшинстве.
Как это часто бывает на следующий день после парламентских выборов в Кыргызстане, 1 декабря улицы центра Бишкека были заблокированы. Но на этот раз это были обычные строительные работы и пробки в час пик, а не протестующие.
Если целью президента Садыра Жапарова при проведении внеочередных парламентских выборов 30 ноября было нейтрализовать потенциальную нестабильность или недовольство, то она была достигнута с блеском.
Кандидаты, лояльные правящему дуэту Жапарова и главы спецслужб Камчыбека Ташиева, показали хорошие результаты на выборах и составят доминирующее большинство в однопалатном Жогорку Кенеше, насчитывающем 90 мест.
После вялой предвыборной кампании, не имевшей существенной оппозиции, явка избирателей в день выборов составила всего 37 процентов. Примерно половина депутатов уходящего парламента добилась переизбрания — относительно высокий показатель для Кыргызстана. «Наш народ сделал свой выбор, — написал в социальных сетях 1 декабря спикер предыдущего парламента Нурланбек Тургунбек уулу. — Мы продолжим служить народу!»
Тургунбек уулу, вместе с руководителями ключевых комитетов и соратниками Жапарова по активистской деятельности, вернется в парламент. Брат Ташиева, Шайырбек Ташиев, уверенно переизбрался, набрав 57 процентов голосов — лучший результат среди всех кандидатов — в вотчине семьи в южной Джалал-Абадской области.
«Это будет продолжением прошлой сессии, когда парламент был лишь продолжением исполнительной власти, — сказал политолог из Бишкека Медет Тюлегенов. — Он будет играть роль второй скрипки».
И без того незначительное число независимых голосов в парламенте снова немного сократилось из-за ухода на пенсию и поражений, хотя избиратели сохранили несколько наиболее влиятельных из них.
Два депутата, наиболее последовательно голосовавшие против спорных мер правительства, Дастан Бекешев и Сеидбек Атамбаев, были переизбраны в Бишкекском районе, Бекешев с большим отрывом, а Атамбаев — с минимальным.
Кандидаты баллотировались в 30 трехмандатных избирательных округах после того, как в начале этого года были внесены изменения в избирательную систему, отменившие старую систему, при которой большинство мест избиралось пропорционально по партийным спискам. Политические партии быстро исчезли, и все кандидаты, за исключением нескольких, баллотировались как независимые.
Выборы прошли гладко, без признаков фальсификаций, насилия или прямого вмешательства со стороны правительства. Жапаров почти не упомянул об этом.
Избиратели рассказали Eurasianet, что, в отличие от прошлых лет, они не ощущали политического давления, и, хотя подкуп избирателей имел место, он не был столь масштабным, как в прошлом.
«Эти выборы были гораздо более чистыми, демократичными и честными», — сказал 25-летний Азамат после голосования в центре Бишкека.
Хотя выборы прошли эффективно, чрезмерно ограничительные правила проведения кампании, репрессии в отношении независимых СМИ и отсутствие прозрачности ограничили выбор и сдерживали участие избирателей, как установила миссия наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
«Возможность высказывать политическое мнение и доступность точной и актуальной информации имеют жизненно важное значение для избирателей, чтобы они могли сделать осознанный выбор в день выборов, — заявил глава миссии наблюдателей Тамаш Мезерич. — В данном случае этого не произошло».
Это было подчеркнуто за неделю до выборов, когда силы безопасности арестовали лидеров оппозиционной Социал-демократической партии, значительно ослабленной преемницы Социал-демократической партии Кыргызстана, которая была доминирующей политической силой в стране при бывшем президенте Алмазбеке Атамбаеве.
Кыял Токторбаева, мать одного из арестованных лидеров оппозиции и практически единственный кандидат, который во время кампании прямо критиковал нынешнюю администрацию, потерпела сокрушительное поражение в северо-восточном районе Бишкека.
Избиратели в целом выразили поддержку Жапарову и Ташиеву.
36-летний водитель грузовика Артур Асанкулов поддерживает Жапарова и Ташиева, потому что страна развивается быстрее, чем раньше, а строительный бум увеличил его доходы. «Пока что мы их поддерживаем. Они строят дороги, субсидируемое жилье и школы», — сказал он после голосования в Кой-Таше, городе в 30 минутах езды к югу от Бишкека.
Однако, как и раньше, многие кыргызы голосовали за личности, а не за национальную политику — возможно, в этом году это было особенно заметно, учитывая явно локальную направленность кампании.
Но некоторые избиратели, особенно в окрестностях Бишкека, выразили Eurasianet глубокую озабоченность по поводу репрессий правительства в отношении свободы слова и отдали свои голоса кандидатам, более критично настроенным по отношению к мерам правительства, таким как Бекешев и Атамбаев. «Времена так сильно изменились, и не все выражают свое мнение, — осторожно сказала Саида, 27-летняя избирательница Бекешева из среднего класса шестого микрорайона Бишкека. — В некоторых отношениях мы развиваемся, но в других — отстаем».
Болот Ибрагимов, антикоррупционный активист и член городского совета Бишкека, который пообещал быть независимым, победил в том же избирательном округе Бишкека, что и Бекешев. Депутат Эльвира Сурабалдиева, бишкекская бизнесвумен с независимым характером, была единственной женщиной в стране, занявшей первое место в избирательном округе.
Однако Чингиз Айдарбеков, депутат, иногда критикующий власть, и бывший министр иностранных дел при президенте Алмазбеке Атамбаеве, проиграл выборы в Бишкеке.
«Бутун Кыргызстан», социально консервативная националистическая партия, которая была единственной оппозиционной партией, прошедшей в парламент на выборах 2021 года, практически исчезла после того, как переизбрали только одного из ее действующих депутатов.
Доля женщин в парламенте должна вырасти благодаря новым правилам, согласно которым все депутаты от одного избирательного округа не могут быть одного пола. На практике это означает, что в каждом избирательном округе одно место зарезервировано для женщины, набравшей наибольшее количество голосов.
В прошлый парламент было избрано около 20 женщин. На этот раз, по всей видимости, в Жогорку Кенеш пройдут 30 женщин, что является минимальным количеством, предусмотренным правилами.
Благодаря правилам депутат Гуля Кожокулова вернулась в парламент с 994 голосами (2,85% от общего числа) в юго-западном Бишкеке, обойдя городского советника, который получил в пять раз больше голосов, согласно предварительным подсчетам. В Оше девятого места было достаточно, чтобы вернуть бывшего депутата Иргал Кадыралиеву в Жогорку Кенеш.
По предварительным данным, без квоты было бы избрано девять женщин.
«Это дает шанс умным, активным женщинам, которые, вероятно, не смогли бы попасть в парламент и стать активной политической силой, — сказал политолог Тюлегенов. — Система квот — один из элементов, который показывает, что страна сохраняет хотя бы некоторые современные нормы политического участия».
Автор: Александр Томпсон — журналист из Бишкека, Кыргызстан, освещающий текущие события в Центральной Азии. Ранее он работал в американских газетах, в том числе Charleston, S.C., Post and Courier и The Boston Globe.
Источник: Continuity defines Kyrgyzstan’s parliamentary elections
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников