Аналитика

Присоединение РК к Соглашениям Авраама и новые возможности

The National Interest

26.11.2025

Богатые энергетические ресурсы Казахстана и растущий финансовый сектор могут выиграть от израильских технологий и увеличения инвестиций со стороны стран Персидского залива и США.

Президент Дональд Трамп объявил о присоединении Казахстана к Авраамским соглашениям после телефонного разговора между президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в начале этого месяца.

Это соглашение имеет более серьезные геополитические последствия, чем может показаться на первый взгляд. Даже если, как утверждают некоторые, на политическом уровне оно носит в основном символический характер, его основополагающие принципы и логика остаются сильными. Это соглашение может иметь важные экономические и финансовые последствия.

Казахстан, пожалуй, имеет самую динамичную экономику в Центральной Азии. За последние годы он стал важным центром «Нового Шелкового пути» между Китаем и Европой. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Средний коридор, соединяющий Китай и Европу, в прошлом году перевез 4,5 млн тонн грузов, а в этом году планирует перевезти 5,2 млн тонн.

Казахстан делает первый шаг среди бывших советских республик 

Для Казахстана присоединение к Авраамским соглашениям отличает его внешнюю политику от политики других бывших советских республик. Ходят слухи, что Азербайджан рассматривает возможность присоединения к Авраамским соглашениям, как и, в меньшей степени, Узбекистан. Азербайджан уже является одним из ближайших друзей Израиля в мусульманском мире. Однако Казахстан и без того поддерживает относительно нормальные отношения с Израилем. Десятки тысяч израильтян имеют тесные или личные связи с Казахстаном.

Последствия присоединения Казахстана к Авраамским соглашениям для энергетики 

Однако это соглашение имеет важные потенциальные последствия для энергетики и может послужить катализатором сближения между Казахстаном, Израилем, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и США по ряду экономических вопросов. Казахстан уже играет важную роль в «рамках C5+1», призванных способствовать региональной интеграции, торговле и устойчивости к изменению климата во всем регионе. 

Как и другие страны, подписавшие Авраамские соглашения, Казахстан является крупным производителем энергии. Однако энергетический портфель Казахстана более полный: он включает значительные запасы углеводородов (нефти, газа и угля), а также вторые по величине в мире запасы урана, который является важнейшим элементом для ядерного распада. На долю Казахстана приходится более 40 процентов мирового производства урана. Важно отметить, что он обеспечивает примерно 25% потребностей США, и эта цифра может увеличиться после подписания Авраамских соглашений.

Энергетический переход, для которого Казахстан обладает богатыми запасами редкоземельных элементов (экспорт которых в Китай увеличился в пять раз), открывает новые возможности для поставок этих важнейших минералов в США, Израиль и страны Персидского залива.

Участие в этой новой международной группировке открывает путь к более тесному доступу к израильским технологиям, капиталу стран Персидского залива и потенциальным инвестициям со стороны американских компаний. Chevron и ExxonMobil являются крупнейшими инвесторами с 1990-х годов. Уже инвестировав более 60 миллиардов долларов в нефтегазовую отрасль, они прокладывают путь для дальнейшей экспансии.

Казахстан надеется, что большая часть этих инвестиций будет направлена на устойчивый переход. Страна поставила перед собой цель к 2030 году получать 15% энергии из возобновляемых источников, а к 2050 году — 50%. 

Казахстан — развивающийся финансовый центр 

Казахстан выделяется как крупный производитель энергии, который также развил крупнейший финансовый сектор в Центральной Азии. Астанинский международный финансовый центр предлагает налоговые льготы, которые привлекли более 4600 компаний из более чем 80 стран, в том числе более 60 американских фирм. Хотя Казахстан уже привлекает 80% американских инвестиций в Центральной Азии, он всегда может стремиться к большему.

Трамп также может считать недавнюю сделку на 4,2 млрд долларов между Wabtec и Kazakhstan Temir Zholy крупным успехом, поскольку это соглашение является значительным по любым меркам. В ближайшем будущем могут появиться аналогичные крупные сделки с Израилем. Нет сомнений, что Казахстан может многому научиться у Израиля в области сухого орошения.

Происходит более широкая переориентация в Евразии 

В конечном итоге, присоединение Казахстана к Авраамским соглашениям подчеркивает более глубокую стратегическую переориентацию, происходящую во всей Евразии. Центральная Азия все чаще видит свое будущее в диверсифицированных альянсах, а не в унаследованных геополитических зависимостях от советской эпохи. Официальные лица во многих странах проявляют интерес к Ближнему Востоку, Африке и другим регионам. Еще поколение назад такие интересы не поощрялись.

Соглашения Авраама предлагают больше, чем рукопожатия и фотосессии. Они открывают двери — для израильских инноваций, капитала из стран Персидского залива и более сбалансированного партнерства с Вашингтоном, которое играет на сильных сторонах Казахстана. 

Соглашения Авраама, заключенные при президенте Трампе, могут стать частью формирующейся архитектуры мира, энергетического сотрудничества и экономической устойчивости, простирающейся от Персидского залива и теперь до степей Центральной Азии.

Автор: Джозеф Хаммонд — журналист и бывший стипендиат программы Фулбрайта по вопросам государственной политики при правительстве Малави. Он писал репортажи с четырех континентов на темы, варьирующиеся от «арабской весны» до восстания М23 в Восточном Конго, и публиковался в Newsweek, The Washington Post, Forbes и других изданиях. С 2016 года он сотрудничает с The National Interest. Хаммонд был стипендиатом нескольких аналитических центров, в том числе Национального фонда за демократию, Атлантического совета США, Фонда Генриха Бёлля в Северной Америке и Политического центра Атлантического диалога Нового Юга.

Источник: How Kazakhstan’s Entry into the Abraham Accords Opens New Energy Pathways

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников