Его легенда сохранялась на протяжении веков, несмотря на то что ни он, ни его королевство не существовали.
О чем это: легендарный средневековый король, правивший богатой страной в Центральной Азии. Его королевство было оазисом христианства на Востоке, достаточно близким к Европе, чтобы быть заманчивым потенциальным союзником, но достаточно далеким, чтобы европейцы не сталкивались с фактом, что ни Пресвитер Иоанн, ни его королевство на самом деле не существовали. «Пресвитер» происходит от греческого «presbyteros», титула, используемого для священников (и корня слова «пресвитерианский»).
Самая большая полемика: легенда, возможно, началась с эквивалента спам-сообщения XII века. Византийский император Мануил I Комнин получил в 1165 году письмо не от нигерийского принца, а от кого-то, кто был не хуже. «Иоанн, христианский правитель и господин господ», как утверждалось, жил в инкрустированном драгоценными камнями золотом дворце в богатом королевстве где-то между Персией и Китаем. Пресвитер Иоанн на протяжении веков захватывал воображение христианской Европы, а легенды о нем и его потомках сохранялись до XVII века. (Шекспир даже упоминает Пресвитера Иоанна в пьесе «Много шума из ничего»).
Самый странный факт: ближе всего к реальному Пресвитеру Иоанну оказался Чингисхан. После катастрофического (для христиан) Пятого крестового похода в Европу пришла весть о том, что восточная держава завоевала Персию и движется на Багдад. Надеющиеся европейцы отождествили этого правителя с сыном или внуком Пресвитера Иоанна (возможно, по имени король Давид Индийский), пришедшим, чтобы раз и навсегда завоевать Святую Землю для христианства.
Вскоре стало ясно, что армии Чингисхана не были ни христианскими, ни спасителями Европы, и легенда изменилась — Пресвитер Иоанн противостоял великому хану и, в большинстве версий легенды, поплатился за это жизнью.
Самое радостное открытие: поиски Пресвитера Иоанна, по крайней мере, улучшили географические знания европейцев. Хотя Чингисхан представлял опасность для любого королевства, имевшего несчастье граничить с Монгольской империей, внутри империи можно было безопасно путешествовать по всей Азии, и многие европейцы этим и занимались (некоторые в поисках Пресвитера Иоанна, но большинство — для установления торговых путей).
Поскольку Азия оказалась тупиком в поисках Пресвитера, европейцы обратили свой взор на Африку. Эфиопия была, по сути, изолированным христианским королевством в преимущественно мусульманском регионе, но Европа имела с ней мало контактов из-за крестовых походов, и Эфиопию часто путали с Индией. Хотя и там не было Пресвитера Иоанна, европейцы по крайней мере осуществили мечту о христианском союзнике на другом континенте, поскольку Эфиопия заключила союз с Португалией для борьбы с общими врагами.
Самое печальное, что мы узнали: поиски Пресвитера Иоанна продолжались до абсурда. После того как Эфиопия была исключена из числа возможных мест, итальянский историк XVI века Пьетро Мартир д'Ангьиера взял интервью у Франциско де Чикора, коренного американца, похищенного испанцами и привезенного в Европу в 1526 году. Д'Ангьера определил родину де Чикоры как мифическое королевство Пресвитера Иоанна; сейчас мы называем ее Южной Каролиной.
Лучшая ссылка на другую статью в Википедии: у Пресвитера Иоанна есть еврейский аналог. Элдад ха-Дани был не мифическим персонажем, а реальным человеком IX века, который утверждал, что он родом из еврейского государства в Восточной Африке, населенного потомками четырех из потерянных колен Израиля. Он утверждал, что нашел эту страну после кораблекрушения неподалеку, и говорил, что они «живут в мире и комфорте», но что четыре племени по очереди три месяца в году ведут бесконечную войну с соседней Эфиопией, в которой «каждый воин остается в седле, не сходя с него от субботы до субботы». Его история была широко принята как правдивая, хотя на самом деле такого королевства не существовало.
Дальше по червоточине: в годы, предшествовавшие союзу Португалии с Эфиопией, они отправили двух послов, Перу да Ковильян и Альфонсо де Пайва, на поиски морского пути в Индию, а также Пресвитера Иоанна. В эпоху Великих географических открытий Португалия отправляла послов по всему миру, в том числе Гиля Эанеса, который нанес на карту западноафриканское побережье, включая бухту Ангра-Дус-Рейс, названную в честь обитающей там рыбы тетра. Тетры — это крошечные тепловодные рыбки, популярные среди владельцев аквариумов благодаря своим металлическим чешуйкам, а одна из разновидностей, черная неоновая тетра, однажды совершила мошенничество с кредитными картами. Мы рассмотрим этот подводный финансовый скандал и другие короткие истории, чтобы подвести итоги года.
Автор: Майк Ваго
Источник: Medieval Europe was fascinated by this Christian king in Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников