Ожидается, что санкции США против нефтяного гиганта «Лукойл» будут иметь последствия и в Центральной Азии. Российская компания объявила о планах продажи своих зарубежных активов — это серьезная проблема для такой страны, как Казахстан, которая экспортирует 80% своей нефти через российскую инфраструктуру, но не может позволить себе потерять доступ к западным банковским системам.
Российский нефтяной гигант «Лукойл» объявил о продаже своих зарубежных активов после введения санкций США против компании и «Роснефти», другого крупного российского игрока в этом секторе. Значительная часть операций «Лукойла» базируется в Казахстане, давнем партнере Москвы в нефтяных предприятиях. Министерство энергетики Казахстана заявило, что этот вопрос «не стоит на повестке дня, но мы его оцениваем», что отражает привычную осторожность Казахстана в балансировании между Россией и Западом.
Санкции вступают в силу 21 ноября, и к этой дате все иностранные компании должны прекратить сотрудничество с «Лукойлом» и «Роснефтью», иначе они рискуют лишиться доступа к западным банковским системам. Бывший посол США в Украине Джон Хербст отметил, что «это первый случай, когда администрация Дональда Трампа оказывает реальное давление на Кремль», и, если санкции будут строго соблюдаться, они нанесут серьезный ущерб российской экономике.
Казахстан предоставляет российской нефтяной промышленности транспортные коридоры и поддержку в области энергетической безопасности. «Лукойл» реализует стратегические проекты в Каспийском море с казахстанскими партнерами и принимает непосредственное участие в разработке Карачаганакского и Тенгизского нефтяных месторождений, владея долями от 5% до 13,5% в различных консорциумах. Компания также владеет 50% акций «Каламкас-Хазар Оперейтинг» и 49,99% акций «Аль-Фараби Оперейтинг». Прямые операции «Роснефти» в Казахстане более ограничены, хотя она играет важную роль в экспортной инфраструктуре.
Большая часть экспорта нефти из Казахстана — 80% в 2024 году — проходит через территорию России по Каспийскому нефтепроводу из западных нефтяных месторождений в российский порт Новороссийск, где нефть загружается на танкеры, следующие к европейским покупателям. Российская компания «Транснефть» владеет 24% долей в этой инфраструктуре, а еще 20% связаны с «Лукойлом» и «Роснефтью». Заместитель министра энергетики Казахстана Санжар Жаркешов заявил, что «приобретение этих активов является вопросом коммерческих отношений между компаниями и предполагает ряд переговоров, которые еще предстоит определить».
Присутствие «Лукойла» в Казахстане началось в 1995 году, и 14 октября состоялась церемония, посвященная 30-летию двусторонних отношений, где присутствовал президент Касым-Жомарт Токаев, который подчеркнул, что российская компания инвестировала миллиарды в этот сектор, произведя на сегодняшний день 94 миллиона тонн нефти и 60 миллиардов кубометров газа. Еще один миллиард инвестиций планируется вложить в стратегические проекты в Каспийском море. За эти вклады Токаев наградил основателя «Лукойла», российского миллиардера Вагита Алекперова, орденом Барыса I степени.
Казахстанский экономист Меруерт Махмутова считает, что потенциальные отечественные и международные инвесторы смогут заключить выгодную сделку, приобретя активы «Лукойла», которые из-за санкций придется продавать по сниженным ценам. Ожидается, что после вступления санкций в силу цены на нефть вырастут, что будет выгодно Казахстану, экономика которого в значительной степени зависит от экспорта сырья. Махмутова отмечает, что помимо добывающих мощностей, решающее значение будет иметь новый баланс на мировых рынках, учитывая ограничения, которые санкции налагают также на Китай и Индию. Она делает вывод: «Если бы эти санкции были введены в начале войны в Украине, она уже была бы закончена».
Автор: Владимир Розанский
Источник: The Oil Crisis Between Moscow and Astana
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников