Аналитика

Как Афганистан стал для Индии воротами в Центральную Азию

The National Interest

06.11.2025

Торговля и дипломатия Афганистана меняются неожиданным образом, что отражает более широкие региональные перестановки. Спустя четыре года после того, как Индия закрыла свое посольство в Кабуле после возвращения талибов, двусторонняя торговля почти восстановилась до уровня 2021 года, даже несмотря на коллапс торговли Афганистана через Пакистан. Этот поворот подчеркивает ослабление влияния Пакистана и тихое возвращение Индии в качестве ключевого экономического и дипломатического игрока, что все больше связывает возрождение Афганистана с более широким стратегическим поворотом Индии на запад, при этом Кабул служит для Нью-Дели воротами в Центральную Азию.

Возрождение афгано-индийской торговли

До 2021 года объем торговли между Индией и Афганистаном достиг 1,33 млрд долларов, при этом Индия экспортировала афганские товары на сумму 826 млн долларов и импортировала на сумму 509 млн долларов. После прихода к власти Талибана экспорт Индии упал до 437 млн долларов в 2022–23 годах. Но к 2023–24 финансовому году объем торговли снова вырос до 997,7 млн долларов благодаря экспорту из Афганистана сухофруктов, шафрана, орехов и яблок, которые теперь не облагаются пошлинами в Индии. Экспорт из Афганистана достиг рекордных 642 млн долларов, что привело к первому торговому дефициту Индии с Кабулом.

Только в период с апреля 2024 года по март 2025 года объем торговли достиг 1 млрд долларов, что свидетельствует о полном восстановлении к концу года. Обе стороны изучают возможность использования иранского порта Чабахар, построенного Индией, в качестве средства для обхода Пакистана. Индия также планирует вновь открыть свое посольство в Кабуле и расширить прямое авиасообщение, что, по словам доктора Шанти Мариет Д'Суза, отражает переход от «осторожного взаимодействия» к восстановлению и укреплению связей. 

Разрыв отношений Афганистана с Пакистаном

В то время как связи с Индией углубляются, торговля Афганистана с Пакистаном, когда-то бывшая его экономической опорой, рушится. Транзитная торговля через Пакистан сократилась с 7 млрд долларов в 2022 году до 2,9 млрд долларов в 2024 году, что составляет почти 60-процентное падение, из-за антиконтрабандных мер Исламабада, ужесточения таможенного контроля и частых закрытий границ на фоне участившихся пограничных столкновений.

Несмотря на небольшой рост прямой двусторонней торговли, роль Пакистана как транзитного узла ослабла. Этот спад отражает политическую напряженность: Исламабад обвиняет Кабул в укрывательстве боевиков ТТП, а Кабул это отрицает. 9 октября Пакистан нанес беспрецедентный авиаудар по Кабулу, что совпало с визитом министра иностранных дел Талибана Амира Хана Муттаки в Дели — недвусмысленный сигнал о смене лояльности.

Новый региональный баланс

Стремление Индии к налаживанию отношений с Талибаном отражает стратегический прагматизм на фоне признания режима Россией, растущей роли Китая и напряженности в отношениях между Пакистаном и Афганистаном. Нью-Дели стремится восстановить влияние, утраченное в 2021 году, и не допустить полного сближения Афганистана с Пекином или Исламабадом. Для Талибана Индия предлагает инвестиции и противовес Пакистану. Потенциал Афганистана в области добычи полезных ископаемых, садоводства и сельского хозяйства, как отмечает доктор Д'Суза, открывает выгодные возможности для индийских компаний. 

Обе стороны также заинтересованы в региональной транспортной доступности: «Афганистан имеет решающее значение для Индии как сухопутный мост для связи с Центральной Азией», — подчеркивает она. 

Растущие инвестиции Индии в порт Чабахар и наземные коридоры через Афганистан подчеркивают более широкую переориентацию, в рамках которой Индия решительно поворачивает на запад, чтобы найти стратегическую глубину за пределами окружения.

Индия обращается к Западу, чтобы избежать окружения

Возобновление сотрудничества Индии с Афганистаном также обусловлено неотложной реальностью — окружением со стороны расширяющегося влияния Китая. Прокитайские правительства пришли к власти в Бангладеш, Шри-Ланке, на Мальдивах и, до сентября, в Непале, подрывая традиционное влияние Индии, в то время как Пакистан по-прежнему твердо поддерживает Китай. По словам Влада Паддака, Нью-Дели пересматривает свой подход, обращаясь к Западу в поисках новых партнеров.

Эта логика перекликается с древней теорией Раджамандалв («круг королей») индийского стратега Чанакья, согласно которой сосед соседа является естественным союзником против непосредственных противников. Поскольку соседние страны склоняются в сторону Пекина, Индия ищет партнеров в Афганистане, Иране и Центральной Азии, чтобы сформировать концентрические альянсы, которые уравновесят влияние Китая и Пакистана и подтвердят роль Индии в формирующемся евразийском порядке.

Иранский порт Чабахар

Иранский порт Чабахар остается краеугольным камнем стратегии Индии на запад — это порт, освобожденный от санкций и управляемый Индией, который является опорой региональной торговли, обходя Пакистан. В соответствии с 10-летним соглашением, подписанным в мае 2024 года и интегрированным с Международным транспортным коридором Север-Юг (INSTC), Чабахар имеет потенциал для обработки 8,5 млн тонн грузов, что делает его жизненно важной артерией для экспорта индийских фармацевтических препаратов, машин и транспортных средств в Евразию.

Порт также служит точкой доступа Афганистана и Центральной Азии к Аравийскому морю. Индия инвестирует 120 млн долларов в модернизацию и предлагает кредитную линию в размере 250 млн долларов для расширения мощностей, в то время как представители Талибана объявили об инвестициях в порт в размере 35 млн долларов. Несмотря на конкуренцию со стороны китайского порта Гвадар, Чабахар остается самым надежным морским путем Индии и важнейшей опорой ее переориентации на запад.

Афганистан как ворота Индии в Центральную Азию

Афганистан находится в центре стратегии Индии по переориентации на запад. По наземным коридорам через Герат и Туркменистан Индия может обойти Пакистан и получить прямой доступ к Центральной Азии. Транспортная карта региона в настоящее время вращается вокруг двух конкурирующих маршрутов: восточного железнодорожного маршрута Узбекистан – Афганистан – Пакистан (UAP), связанного с Китайско-пакистанским экономическим коридором (CPEC), и западного маршрута Казахстан – Туркменистан – Афганистан (KTA), предпочитаемого Индией.

Задача Индии заключается в том, что UAP может сократить время транзита с 35 до пяти дней, что укрепит растущую экспортную базу Пакистана. Индия рискует потерять свои позиции, если восточные маршруты будут доминировать. Для Индии KTA служит одновременно и страховкой, и необходимостью, обеспечивая надежное сообщение с Центральной Азией, свободное от контроля Пакистана или Китая.

В конечном счете взаимодействие Индии с Афганистаном — как торгового партнера и транзитного союзника — представляет собой нечто большее, чем просто тактическую корректировку. Оно сигнализирует о более масштабной стратегической переориентации: находясь в окружении влияния Китая, Индия поворачивает на запад через Афганистан и Иран, возрождая логику «круга королей» Чанакьи, создавая концентрические партнерства, уравновешивающие влияние Китая и Пакистана, тем самым подтверждая роль Индии в формирующемся евразийском порядке.

Авторы: 

Влад Паддак — научный сотрудник Nightingale Int. и старший аналитик AKE International, специализирующийся на евразийской безопасности и политических вопросах, с особым акцентом на взаимосвязь энергетики и геополитики. Он окончил бакалавриат на кафедре военных исследований Королевского колледжа Лондона. Степень магистра он получил в Женевском институте последипломного образования, где защитил диссертацию по энергетической безопасности Казахстана и Грузии.

Элданиз Гусейнов — геополитический аналитик и руководитель исследований в компании Nightingale Int., специализирующийся на торговых коридорах, энергетическом переходе и стратегическом поведении средних держав в Евразии. Он работал в нескольких академических институтах и аналитических центрах в Европе и Центральной Азии. Он является автором и редактором множества аналитических статей по региональной интеграции, транспортной инфраструктуре и политике в отношении критически важных полезных ископаемых, формируя дискуссии о меняющемся месте Центральной Азии в мировой геополитике.

Источник: How Afghanistan Became India’s Gateway to Central Asia

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников