Общество

Что два подростка из Казахстана рассказали мне о будущем школ

Forbes

03.11.2025

Я только что вернулся домой после выступления с основным докладом об искусственном интеллекте и образовании на 14-й конференции НСГ в Астане, Казахстан. Поездка включала встречи с представителями казахстанского правительства, выступления на казахстанском телевидении и несколько вдохновляющих культурных мероприятий. Но одна встреча выделилась среди всех остальных.

Во время экскурсии по выставочному пространству конференции я заговорил с двумя подростками, Асхатом Мырзабековым и Муратом Исмаилом из Назарбаев Интеллектуальной школы в Караганде, которые показали мне проект, над которым они работают.

Их проект называется Chemistry Laborant — это виртуальная химическая лаборатория, созданная в Unity, с 3D-моделями, сгенерированными искусственным интеллектом, симуляцией химических реакций в реальном времени и встроенным ИИ-преподавателем. Они объяснили, как это позволяет учащимся безопасно проводить сложные, опасные или дорогостоящие эксперименты в виртуальной реальности, а затем проходить теоретические модули и интерактивные тесты. Их цель — предоставить полностью интегрированный опыт химической лаборатории школам, которые не имеют необходимых химикатов или инфраструктуры безопасности.

Меня впечатлили их предпринимательский дух и цель, которая за этим стоит. Эти студенты не просто создают демонстрационную версию для занятий, они разрабатывают масштабируемое решение для школ своей страны, согласовывая эксперименты с национальной программой по химии, интегрируя платформы виртуальной реальности и ПК для обеспечения гибкости и прогнозируя экономию средств за счет замены физических ресурсов, необходимых в реальной лаборатории.

Студенческие инновации находят реальное применение

Асхат и Мурат рассказали мне, что их виртуальная лаборатория может заменить ежегодные расходы школы на ресурсы благодаря решению на основе VR-гарнитур, способных моделировать тысячи реакций. Они подчеркнули для меня элементы безопасности и доступности этой платформы. Это ставит равный доступ в центр внимания этого проекта, потенциально предоставляя студентам по всему миру доступ к практическим наукам, даже если их школа не располагает физическими ресурсами.

Асхат и Мурат показали мне, что быть студентом не обязательно означает пассивно потреблять информацию в классе, но может означать создание ценности, решение реальных проблем и воплощение идей в жизнь. Наши школы должны превратиться из мест, где требуется подчинение, в места инноваций.

VR, ИИ и спрос на новые навыки

Технологии, лежащие в основе проекта студентов, отражают новые глобальные тенденции. Например, исследование PwC показало, что обучение с помощью VR может быть в четыре раза быстрее, чем обучение в классе, и значительно более эмоционально вовлекающим. Иммерсивный характер VR позволяет проводить практические симуляции, повторять неудачные попытки и экспериментировать без риска. Это может создать культуру обучения как действия, а не просто слушания.

Между тем, проект «Learning Compass 2030» Организации экономического сотрудничества и развития подчеркивает необходимость развития у студентов не только знаний, но и инициативности, креативности и ценностей, чтобы преуспевать в неопределенном мире.

В совокупности все это свидетельствует о переходе от традиционной передачи знаний к развитию способностей и разработке решений.

В сфере искусственного интеллекта системы адаптивного обучения на базе ИИ уже меняют облик классных комнат. По моему опыту, это происходит под руководством учителя. То, что я увидел в Астане, было преобразованием, инициированным самими учениками. Эти тенденции говорят нам о том, что технический горизонт меняется, и наши ученики находятся в самом центре этих изменений.

Мешают ли школы развитию учеников?

Наблюдая за тем, как Асхат и Мурат представляют свою химическую лабораторию в виртуальной реальности, я понял, что, когда ученикам доверяют реальные задачи, они растут. Тем не менее, многие системы образования по-прежнему организуют обучение вокруг стандартизированных тестов, одноразовых учебников и рутинных процедур, не допускающих риска. Концептуальная модель обучения ОЭСР подчеркивает, что ученики должны развивать не только знания, но и трансформационные компетенции, которые включают в себя способность создавать, решать проблемы и адаптироваться.

Слишком многие наши школы по-прежнему ориентированы на запоминание и подчинение, а не на исследование и творчество. Мой опыт в Казахстане показывает, что студентам не нужно ждать поступления в университет или взрослой жизни, чтобы заниматься инновациями. Они могут создавать прямо сейчас, если мы дадим им для этого пространство. VR-платформа Асхата и Мурата согласовывает учебную программу с VR, интегрирует циклы обратной связи и учитывает реальные ограничения, такие как стоимость и безопасность. Роль школы заключалась в том, чтобы направлять и обеспечивать согласованность, а не мешать.

Школы должны превратиться из хранителей информации в теплицы инноваций. Места, где взращиваются идеи, поддерживаются неудачи и поощряется творчество.

Творчество, а не потребление

В своем выступлении на конференции я задал вопрос: «Как подготовить студентов к миру, в котором они могут создать миллионный бизнес, вооружившись лишь ноутбуком и столиком в Starbucks?» Ответ становится яснее, когда встречаешь таких студентов, как Асхат и Мурат. Они — предприниматели. Всем молодым людям должно быть позволено экспериментировать, создавать, терпеть неудачи и совершенствоваться. Быть предпринимателями. Такая экосистема не возникает случайно. Для ее создания необходимо:

  • Доверие: студентам дается реальная ответственность. 
  • Наставничество: учителя и педагоги должны направлять, а не контролировать.
  • Ресурсы и доступ: инструменты должны быть доступны всем учащимся, а не только привилегированным.
  • Обратная связь: системы, которые объединяют действие, размышление и адаптацию.
  • Масштабное мышление: проектирование с учетом широкой доступности, а не только доказательства концепции.

В Казахстане проект VR-лаборатории является микрокосмосом этой экосистемы. Он напоминает нам, что инновации не ограничиваются Кремниевой долиной или крупными лабораториями. Они могут появляться где угодно, если среда способствует их развитию.

Практические рекомендации для педагогов, родителей и политиков

  • Для педагогов: начните с вопроса: «Что создают сегодня учащиеся?». Создайте в классе условия, в которых учащиеся могут экспериментировать, создавать прототипы и повторять попытки. Используйте платформы (виртуальная реальность, искусственный интеллект, проектное обучение) как средства, а не как отвлекающие факторы.
  • Для родителей: осознайте, что сегодняшние дети не просто потребляют знания, они хотят творить. Поддерживайте самостоятельные проекты, цените процесс больше, чем совершенство, и воспринимайте неудачи как возможность для повторения. 
  • Для политиков: пора пересмотреть учебные программы, систему оценки и инфраструктуру. Соответствие новым компетенциям должно иметь приоритет над чисто содержательными мерами. Кроме того, инвестиции в доступ к значимым технологиям могут иметь огромное влияние. 
  • Для руководителей школ: сместите роли с контролера на дирижера. Обеспечьте структуру, наставничество и ресурсы. Затем отойдите в сторону и не мешайте.

Урок, который мы все должны усвоить

Стоя в Астане и слушая двух подростков-новаторов, представляющих свои работы, я почувствовал надежду. Возможно, нам следует перейти от помощи учащимся в подготовке к будущему к предоставлению им возможности изменить настоящее. Вопрос в том, позволим ли мы, взрослые, педагоги и школы, им это сделать.

Автор: Дэн Фитцпатрик — преподаватель искусственного интеллекта, пишет об образовании, искусственном интеллекте и передовых технологиях

Источник: What Two Teenagers In Kazakhstan Taught Me About The Future Of Schools

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников